Кредитный рейтинг Ярославской области (далее — Область, Регион) обусловлен низкой гибкостью расходной части бюджета, высокой долговой нагрузкой, существенным уровнем просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками, а также достаточным уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокий уровень развития экономики и ее диверсификация.
Ярославская область входит в состав Центрального федерального округа.
Административный центр — город Ярославль. Крупнейшие города — Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский (48, 15 и 3,1% населения соответственно). Регион граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Тверской областями. Значительную часть территории занимает Рыбинское водохранилище.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с относительно низкой безработицей и среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Ярославской области — обрабатывающая промышленность (транспортное машиностроение, химическая и пищевая промышленность). В секторе появляются новые производства, создаются рабочие места. Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет на диверсификацию налоговых доходов Региона. С 2012 по 2016 год десять крупнейших налогоплательщиков из разных отраслей стабильно обеспечивали не более 40% налоговых поступлений в областной бюджет. На протяжении последних четырех лет темпы роста реального ВРП Ярославской области неизменно превышают темпы роста суммарного ВРП российских регионов. Миграционный приток компенсирует естественную убыль, способствуя поддержанию численности населения Региона практически на постоянном уровне.
Дефицитный бюджет с высокой долей собственных доходов и высокими обязательными расходами. Бюджет Области характеризуется высокой долей налоговых и неналоговых доходов (в среднем 90%), что определяет высокие возможности Региона по управлению собственной доходной базой. Предпринимаемый областным правительством комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, в долгосрочной перспективе, вероятно, позволит увеличить объемы налогооблагаемой деятельности. Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на высоком уровне (более 80%), что оставляет мало возможностей для маневра расходами. Область поддерживает относительно низкий уровень капитальных расходов (около 7–8%). Относительная жесткость расходной части бюджета определяет низкий операционный баланс Области. Стресс-тест, проведенный АКРА, показывает, что кредитное качество Региона чувствительно к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень качества устойчив к негативному сценарию, при котором налоговые и неналоговые доходы снижаются на 2–2,5% по сравнению с уровнем 2016 года.
Высокая долговая нагрузка бюджета Области и длительное сохранение значительных объемов просроченной кредиторской задолженности. Показатели долговой нагрузки находятся на высоком уровне. Несмотря на существенно удлинившийся после размещения облигаций в 2017 году средний срок погашения (с 2,5 года на начало года до 3,5 года на текущий момент) и малую долю краткосрочного рыночного долга (около 20%), отношение объема краткосрочного погашения к операционному балансу превышает 100%. По оценке АКРА, успешная реализация долговой стратегии Области могла бы привести к сокращению к началу 2019 года данного показателя до 70–75% и значительно снизить уязвимость Области к риску рефинансирования. Отношение совокупного долга к операционному балансу близко к 500%. В 2016 году Регион допускал просрочку по кредиторской задолженности перед поставщиками (причина — значительное недополучение налоговых и неналоговых доходов в период с 2015 по 2016 год). Объем просроченной задолженности по главным распределителям бюджетных средств (ГРБС), казенным, бюджетным и автономным учреждениям на 01.12.2016 достигал 1,6 млрд рублей (36% операционного баланса 2016 года). Казенные, бюджетные и автономные учреждения Региона допускали просрочку по кредиторской задолженности, поскольку были нарушены сроки перечисления субсидий. К середине 2017 года объемы кредиторской задолженности удалось снизить до 0,66 млрд руб., но на 01.09.2017 года они вновь увеличились до 1,5 млрд руб. Фактически такая практика является следствием существования неявной (непрофинансированной) части дефицита областного бюджета и оценивается АКРА негативно. Оценка на 2017 год допускает возможность погашения значительной части (не менее 50%) просроченной кредиторской задолженности за счет собственных доходов Области.
Достаточная ликвидность бюджета. Регион имеет возможность привлекать кредиты от Управления Федерального казначейства (УФК), поэтому располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения плановых расходных обязательств 2017 года, включая процентные платежи. С помощью указанных кредитов на постоянной основе финансируется часть прогнозируемых кассовых разрывов. Использование предоставленных УФК кредитов в совокупности с привлечением банковских кредитных линий создают значительный оборот по долгу, однако существенно не влияют на рост процентных расходов.
Ключевые допущения
- сохранение в структуре ВРП высокой доли обрабатывающих производств;
- постепенное сокращение безработицы до характерного для Региона уровня (ниже среднего по стране);
- постепенное снижение средних ставок по рыночному долгу;
- контроль за долговой нагрузкой нижестоящих бюджетов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- погашение просроченной кредиторской задолженности главных распределителей бюджетных средств и предприятий госсектора;
- снижение доли обязательных расходов бюджета, улучшающее операционный баланс Области;
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное сокращение срока погашения по долговым обязательствам;
- увеличение просроченной кредиторской задолженности главных распределителей бюджетных средств и предприятий госсектора относительно уровней прошлого года;
- снижение доступности источников внешней ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Ярославской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (12.09.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ярославской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Ярославская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ярославской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Ярославской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.