Повышение кредитного рейтинга Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) связано с существенными качественными изменениями графика погашения его долга, которые стали возможны благодаря рефинансированию коммерческих долговых обязательств за счет долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета, выделенных в рамках мер по поддержке финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Хабаровского края обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при вероятном снижении рисков рефинансирования долговых обязательств и сбалансированными операционными показателями бюджета при возрастающей потребности в использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2020 года достиг 861 млрд руб., что составляет около 1% совокупного ВРП субъектов РФ. По оценке Края, по итогам 2021 года его ВРП достиг 983 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при вероятном снижении рисков рефинансирования долговых обязательств. По состоянию на 01.01.2022 долг Хабаровского края составлял 51,7 млрд руб. и был представлен бюджетными (60%) и банковскими кредитами (32%), а также облигациями (8%) и государственными гарантиями Края (менее 1%). График погашения долга на начало года был слабо сбалансирован, при этом пиковые выплаты приходились на 2022 год, когда Региону было необходимо погасить или рефинансировать 36% долга. Большая часть (89%) погашаемых в 2022 году обязательств была представлена банковскими кредитами.
По состоянию на 01.10.2022 долг Хабаровского края незначительно вырос относительно показателя на начало года (прирост составил менее 1%), при этом график его погашения существенно улучшился. За девять месяцев текущего года доля бюджетных кредитов в долговом портфеле увеличилась до 92%, доли облигаций и гарантий Края не изменились, а банковские кредиты на текущий момент отсутствуют. Такое изменение стало возможным благодаря получению из федерального бюджета кредитов в объеме 15,6 млрд руб. на погашение коммерческих обязательств Края. Выданные бюджетные кредиты являются долгосрочными (погашение запланировано на 2025–2028 годы), что позволило существенно улучшить график погашения долга. Наряду с этим Регион также получил бюджетные кредиты на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов в объеме 1,4 млрд руб. Данные кредиты также являются долгосрочными и позволят профинансировать часть капитальных расходов прогнозного периода.
По текущему графику погашения обязательств в ближайшие пять лет Край погашает не более 22% долга ежегодно, при этом в 2022 году погашению подлежат лишь 3% долга. АКРА ожидает, что в текущем году Край будет освобожден от выплат по бюджетным кредитам (порядка 0,8 млрд руб.), в таком случае в 2022 году погашению подлежит лишь 0,9 млрд руб. Агентство полагает, что в случае реализации неблагоприятного сценария, при увеличении объема дефицита выше прогнозных значений, доля краткосрочного долга может увеличиться до конца года в связи с привлечением коммерческих заимствований, однако это не окажет существенного влияния на долговой профиль Региона.
Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: по прогнозу АКРА, на конец 2022 года долг Хабаровского края может составить 35% его текущих доходов. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных1 за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов (без учета субвенций) составит немногим более 1%. Соотношение долга и ВРП Края по итогам 2022 года будет равно 5%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
C начала текущего года объем остатков на счетах Края (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем покрывал более 80% ежемесячных расходов бюджета. АКРА отмечает рост накопленной ликвидности в текущем году: по состоянию на 01.10.2022 ее объем увеличился более чем в два с половиной раза в сравнении с показателем на начало года. Тем не менее Агентство отмечает, что существенный объем остатков на счетах Края сформирован за счет средств его автономных и бюджетных учреждений.
Коэффициент ликвидности бюджета Края с учетом средств его автономных и бюджетных учреждений и ожидаемого АКРА объема дефицита бюджета по итогам 2022 года будет соответствовать низкому уровню по методологии Агентства.
В текущем году Хабаровский край дважды привлекал краткосрочный бюджетный кредит от Управления Федерального казначейства.
По состоянию на 01.07.2022 у Края отсутствует просроченная кредиторская задолженность.
Сбалансированные операционные показатели при возрастающей потребности в использовании накопленных средств. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит порядка 3%. Баланс текущих операций в 2022 году ожидается положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 11%, при этом ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 71%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, будет отрицательным и составит -2%. АКРА полагает, что модифицированный бюджетный дефицит будет отрицательным в 2022–2023 годах, что указывает на увеличение потребности бюджета в использовании накопленных остатков на счетах для финансирования капитальных расходов.
По итогам 2021 года профицит бюджета Края составил порядка 6 млрд руб., или 6% ННД, что позволило существенно увеличить объем остатков на счетах Региона.
Актуальная версия закона о бюджете Хабаровского края предусматривает в текущем году рост доходной части бюджета на 14% в сравнении с 2021 годом. При этом ННД увеличатся на 13%, объем безвозмездных поступлений — на 17%. Рост ННД обеспечится приростом поступлений по налогу на прибыль на 10% к уровню 2021-го, по налогам на товары и услуги — на 39%, по НДФЛ — на 8%. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится на 21% по итогам 2022 года, в том числе капитальные расходы возрастут более чем вдвое. Ожидаемый дефицит в размере 3% ННД будет профинансирован по большей части за счет остатков на счетах Региона.
По итогам девяти месяцев 2022 года доходы бюджета продемонстрировали существенный прирост к аналогичному показателю 2021-го. Доходная часть бюджета Края возросла на 18%, при этом рост ННД составил практически 20%. Основой для увеличения ННД стали возросшие поступления по налогу на прибыль (+23%), по налогам на товары и услуги (+40%) и по НДФЛ (+11%). Объем безвозмездных поступлений увеличился на 13% в сравнении с октябрем 2021 года. Расходная часть бюджета выросла на 18%, а промежуточный профицит составил 5,1 млрд руб. (4,7 млрд руб. годом ранее).
Агентство полагает, что доходная часть бюджета Региона может возрасти менее существенно, чем прогнозируется актуальной версией закона о бюджете. При этом темпы прироста расходной части сохранятся на уровне, зафиксированном по итогам девяти месяцев текущего года. Таким образом, дефицит бюджета составит 4% ННД, а для его финансирования понадобится использовать большую часть накопленной ликвидности.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от государственного сектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края диверсифицирован. За последние четыре года значительная доля налоговых поступлений (18% — усредненная доля за 2018–2021 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью, а сектор торговли обеспечивал около 15% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 22% налоговых доходов в период с 2018 по 2021 год и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2017–2020 годах составила 99%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2018–2021 годах превышало 300%.
По итогам 2021 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 3,5%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
-
темпы прироста доходной части бюджета ниже прогнозных значений;
-
рост расходной части бюджета Края в пределах параметров, отраженных в актуальной версии закона о бюджете;
-
дефицит не более 4% ННД по итогам текущего года;
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита текущего года;
-
отсутствие необходимости привлекать долг в 2022 году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение значительной доли остатков на счетах бюджета по итогам 2022 года;
-
сокращение потребности бюджета в финансировании капитальных расходов за счет накопленной ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкий и значительный рост доли краткосрочного долга;
-
снижение объема баланса текущих операций в прогнозном периоде;
-
увеличение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
снижение уровня диверсификации экономики за счет значительного роста в налоговых поступлениях доли деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.