АКРА подтверждает кредитный рейтинг Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (далее — Компания) на уровне AAА(RU), прогноз «Стабильный». Подтверждение рейтинга учитывает тот факт, что в Устав Компании были внесены и зарегистрированы изменения, связанные со сменой наименования Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети». Изменение наименования сопряжено с проходящей в настоящий момент реорганизацией корпоративной структуры, в рамках которой к Компании присоединяются ПАО «Россети» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), АО «Кубанские магистральные сети», ОАО «Томские магистральные сети» и АО «ДВЭУК-ЕНЭС». Планируется, что реорганизация завершится в первом квартале 2023 года. Уровень рейтинга также учитывает то, что в рамках реорганизации у ряда акционеров, в соответствии с действующим законодательством, появляется право на предъявление своих акций к выкупу, а у кредиторов — на досрочное истребование платежей по долгу. Принимая во внимание кредитное качество Компании, а также уровень ее взаимосвязи с государством, АКРА считает, что вероятность реализации указанных рисков в существенных для Компании объемах минимальна.
Кредитный рейтинг Компании присвоен на уровне кредитного рейтинга финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено высоким уровнем поддержки Компании со стороны государства и средней степенью зависимости государства и Компании от однородных факторов риска.
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа- обусловлена монопольным управлением электросетевым комплексом России, очень высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности. ОСК сдерживается в том числе существенными капитальными вложениями. При проведении настоящего рейтингового анализа АКРА исходило из того, что текущая реорганизация будет завершена в заявленные сроки и к Компании перейдет весь функционал ПАО «Россети». Принимая во внимание, что после реорганизации значительно изменятся значения оценочных факторов Компании, настоящий анализ базировался в основном на прогнозных данных. Изменение ОСК Компании связано с приближением ее профиля оценок к оценкам ПАО «Россети» по причине получения функционала по управлению распределительными электросетями через дочерние структуры.
В результате реорганизации Компания становится монопольным оператором магистрального и распределительного электросетевого комплекса России. Услуги по передаче электроэнергии являются естественно-монопольными и регулируются государственными тарифами. Контролирующим акционером Компании с долей не менее 75% плюс 1 акция будет являться государство в лице Росимущества.
Ключевые факторы оценки
Высокая степень поддержки Компании со стороны государства. Компания — ключевой элемент инфраструктуры энергоснабжения экономики и населения России, нарушение функционирования которой способно повлиять на энергоснабжение целых регионов. Компания включена в перечень системообразующих организаций России, имеющих стратегическое значение. Компания участвует в ключевых стратегических проектах в части их обеспечения энергетической инфраструктурой (энергоснабжение Олимпиады в Сочи, электрификация БАМа и Транссиба и др.). Для реализации отдельных проектов Компании со стороны государства оказывалась финансовая поддержка, например в форме взносов в уставный капитал или выпуска облигаций на сумму 140 млрд руб. с их последующим выкупом Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (ранее — Внешэкономбанк; рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).
Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Ввиду высокой доли тарифа на передачу электроэнергии в конечной цене на электроэнергию государство осуществляет прямое регулирование электросетевых тарифов и проводит политику сдерживания сетевых тарифов для удержания общего роста цен на электроэнергию. При этом система регулирования обеспечивает покрытие операционных и капитальных затрат Компании.
Низкая долговая нагрузка. Практически весь долг Компании номинирован в рублях, более половины приходится на публичные заимствования. По прогнозам АКРА, в 2022–2024 годах среднегодовое значение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей будет находиться на уровне 2,4х. Ожидается рост инвестиционной программы Компании в рамках обеспечения энергоснабжения Восточного полигона ОАО «РЖД» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), что приведет к увеличению показателей долговой нагрузки.
Свободный денежный поток и ликвидность. По прогнозам АКРА, в 2022–2024 годах свободный денежный поток Компании будет находиться под существенным давлением высоких капитальных расходов. При этом Компания имеет широкий доступ к внешним источникам ликвидности (по состоянию на 30.09.2022 у Компании открыты кредитные линии на сумму 868 млрд руб., значительный объем средств находится на счетах и депозитах в банках).
Ключевые допущения
-
реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;
-
выплата дивидендов в размере не выше 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО или РСБУ (применяется наибольшая из двух величин);
-
сохранение в 2023–2024 годах существующего уровня доступа к внешним источникам ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря контроля со стороны государства или снижение системной значимости для экономики РФ;
-
значительное сокращение объема оказываемой поддержки со стороны государства и увеличение выплат (дивидендов или иного);
-
рост инвестиционных обязательств Компании при одновременном падении тарифов на передачу электроэнергии;
-
существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
ОСК: аа-.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A1056S4), срок погашения — 10.08.2057, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A105559), срок погашения — 18.08.2032, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A0ZZQN7), срок погашения — 19.10.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A1028T1), срок погашения — 02.10.2035, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A101CL5), срок погашения — 11.01.2035, объем эмиссии — 15 млрд руб. (размещенный объем — 10 млрд руб.), — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A101LX1), срок погашения — 11.04.2035, объем эмиссии — 15 млрд руб. (размещенный объем — 10 млрд руб.), — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A0ZYJ91), срок погашения — 23.10.2052, объем эмиссии — 10 млрд руб. (размещенный объем — 7 млрд руб.), — АAА(RU).
Облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (RU000A1036S6), срок погашения — 21.05.2036, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Компании. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, рейтинги эмиссий приравниваются к кредитному рейтингу Компании.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» и выпусков облигаций Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (ISIN RU000A105559, ISIN RU000A1056S4, ISIN RU000A0ZYJ91, ISIN RU000A0ZZQN7, ISIN RU000A101CL5, ISIN RU000A101LX1, ISIN RU000A1028T1, ISIN RU000A1036S6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» был опубликован АКРА 28.11.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZYJ91) — 12.12.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZZQN7) — 25.10.2018, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A101CL5) — 30.01.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A101LX1) — 29.04.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A1028T1) — 20.10.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A1036S6) — 09.06.2021, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A105559) — 31.08.2022, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A1056S4) — 23.09.2022.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» и кредитных рейтингов облигационных выпусков Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (ISIN RU000A0ZYJ91, ISIN RU000A0ZZQN7, ISIN RU000A101CL5, ISIN RU000A101LX1, ISIN RU000A1028T1, ISIN RU000A1036S6, ISIN RU000A1056S4, ISIN RU000A105559) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания — Россети», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания — Россети» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания — Россети» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.