Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона. «Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу связан с ожидаемой стабилизацией показателей бюджетного профиля и ликвидности на высоком уровне, учитывая высокую вероятность исполнения бюджета с меньшим дефицитом, чем запланировано текущими параметрами закона о бюджете Области.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами РФ и Украиной. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет порядка 0,6% совокупного ВРП страны. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних пяти лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов по итогам 2022 года может составить порядка 14%, а соотношение усредненных 1 долга и ВРП Области — порядка 2%. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

На 01.10.2022 долг Региона был представлен облигациями (6%) и бюджетными кредитами (94%). С учетом низкой долговой нагрузки Области выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019–2023 годах составит 0,2%.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки на счетах, сформированные на 01.10.2022, превысили среднемесячные расходы областного бюджета за девять месяцев 2022 года. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2022 году составляет 92%.

Умеренно сильный бюджетный профиль. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит 71%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период будет на уровне 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может стать отрицательным (-6%). Приведенные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о возможной потребности в привлечении долгового финансирования для осуществления капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2019–2023 годах превышает 20%.

Закон об областном бюджете на 2022 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 12 млрд руб., или 22% планового объема налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Основным источником финансирования дефицита будут остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы, а также бюджетные кредиты.

За девять месяцев 2022 года совокупные доходы и ННД бюджета Области уменьшились на 1 и 10% соответственно по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Расходы бюджета за указанный период выросли на 31%, а промежуточный дефицит составил 3,8 млрд руб.

Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд: в среднем 34% за 2018–2021 годы), ВРП Области на душу населения невысок (порядка 70% от среднего показателя по РФ в 2019 году). Соотношение усредненных за период с 2018 по 2021 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) было на уровне порядка 340%. Безработица в Регионе в 2021 году составила 4%.

Ключевые допущения

  • исполнение областного бюджета в 2022 и 2023 годах с дефицитом 22 и 24% ННД соответственно;

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  •  исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом существенно ниже запланированного уровня;

  •  рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;

  •  сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне;

  •  ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области до уровня выше 30%;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.




Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.