Повышение кредитного рейтинга Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Кузбасс, Область, Регион) обусловлено существенным изменением структуры и графика погашения долга в связи с предоставлением Региону бюджетных кредитов для замещения коммерческого долга в размере, превышающем треть текущего совокупного объема долговых обязательств. Кроме того, на уровень рейтинга положительно влияет объем ликвидности, возросший в связи с существенным притоком поступлений по налогу на прибыль в течение первых семи месяцев текущего года. Накопленная ликвидность позволит Области финансировать дефициты будущих периодов. Рейтинг поддерживается значительным качественным ростом валового регионального продукта (ВРП) в 2021 году.

Кредитный рейтинг Области обусловлен сбалансированными операционными показателями бюджета, низким уровнем долговой нагрузки и существенным объемом капитальных расходов бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля).

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). ВРП Области по итогам 2020 года составил 1,04 трлн руб. (приблизительно 1,1% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Региона, в 2021 году его ВРП вырос до 1,8 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные операционные показатели бюджетного профиля. Усредненное1  соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 15%, что свидетельствует об умеренно высоком уровне операционной эффективности. По итогам 2021 года объем баланса текущих операций существенно вырос в сравнении с показателем 2020-го. АКРА предполагает, что по итогам 2022 года данный показатель останется положительным.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 21%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет областного бюджета. Капитальные расходы могут удвоиться в текущем году относительно показателя прошлого года.

Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне 3%, что указывает на возможность финансирования капитальных расходов без использования накопленных средств.

Рост налоговых доходов в течение января — августа 2022 года позволил Области сформировать значительный запас ликвидности. Рост ННД по итогам текущего года может превысить 30%, и, несмотря на ожидаемое существенное увеличение расходной части бюджета, Область закончит год с профицитом.

Проект закона о бюджете на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов предполагает резкое сокращение поступлений по налогу на прибыль, обусловленное снижением цены энергетического угля в 2023 году на 26%, в 2024 и 2025 годах — на 51–65% к среднему значению 2022 года и сохранением в 2023–2025 годах дисконта на экспортируемый уголь из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в размере 50% от мировых цен.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка и низкие риски рефинансирования. В текущем году Кемеровская область получила кредит на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям в размере 21,3 млрд руб. и кредит в объеме 1,5 млрд руб. на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. По состоянию на 01.11.2022 Область погасила банковские кредиты; ее долг состоит на 82% из бюджетных кредитов, остальное приходится на облигации и прочие долговые инструменты. В результате рефинансирования долга сглаживается график платежей: ежегодно Региону предстоит погашать не более 17% долга (ранее — 37%). Этот факт существенно улучшает оценку долгового профиля Области.

На конец текущего года долговая нагрузка, по ожиданиям АКРА, составит порядка 21% текущих доходов. Однако в следующем году это соотношение вырастет до 30% (в основном за счет снижения текущих доходов).

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области по итогам 2022 года не превысит 3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Высокий уровень ликвидности бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета. В соответствии с проектом закона о бюджете Область направит часть накопленных средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета в следующем году.

Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2022 года превысит 300%, что соответствует высокому уровню по методологии Агентства.

По данным на 01.10.2022 у Кемеровской области отсутствовала просроченная кредиторская задолженность. Область регулярно размещает накопленные средства на депозитах в банках.

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе может усилиться по итогам года. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Региона вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, усредненная за 2018–2021 годы доля налоговых поступлений от добычи угля составила 32%. Доля отраслей, формирующих государственный сектор экономики, составила порядка 10% за 2018–2021 годы.

Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2017–2020 годы значение составляет 65% от среднестранового показателя). Однако в связи со значительным ростом ВРП по итогам 2021 года данные оценки могут быть пересмотрены. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы превышает 400%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы составил 5,8%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2022 году с профицитом;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • следование политике привлечения долгосрочного долга и недопущение формирования пиковых выплат.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение существенного объема остатков на счетах Региона;

  • достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение зависимости экономики Области от отраслей добывающего сектора;

  • рост доли краткосрочного долга выше 20% от абсолютной величины долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.