Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая вероятность поддержки со стороны Правительства РФ обусловлена ролью ПАО «ГТЛК» (далее — ГТЛК, Компания) в реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли. Капитал ГТЛК формировался за счет неоднократного предоставления бюджетного финансирования (совокупно более 59 млрд руб.) для лизинга транспортных средств в отдельных сегментах отрасли, которые рассматриваются Правительством РФ как приоритетные с точки зрения национальной транспортной инфраструктуры, но развитие которых сдерживается из-за высокой стоимости коммерческого финансирования, длительных сроков окупаемости проектов и их капиталоемкости. Учитывая возрастающую роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ и планы по дальнейшей докапитализации ГТЛК, АКРА оценивает вероятность поддержки со стороны государства как высокую. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании хотя и потребует значительных бюджетных вливаний, не будет иметь критических последствий в масштабах национальной экономики. Мнение АКРА об уровне поддержки выражается в приравнивании финального рейтинга к паритету с РФ, уменьшенному на четыре ступени. 

Адекватный бизнес-профиль обеспечен сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке (входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний) и в сегменте лизинга транспортных средств. Оценку данного фактора ограничивает специфика бизнеса Компании, обусловленная высокой концентрацией лизингового портфеля на лизингополучателях (по данным на конец марта 2017 года, на десять крупнейших клиентов приходится 77% портфеля лизинговых контрактов) и типах оборудования (доля авиа- и железнодорожного транспорта — 78%).

Существенный буфер абсорбции убытков сочетается с ограниченными возможностями по генерации нового капитала. ГТЛК имеет значительный запас по капиталу благодаря поэтапной докапитализации в 2015–2016 годах для целей реализации программы лизинга самолетов SSJ-100 и иных государственных программ. На конец марта 2017 года показатель достаточности капитала (ПДК) составил около 25,5%. В рамках госпрограмм планируется увеличение капитала Компании на 9,3 млрд руб. до конца 2017 года и дополнительно на 10 млрд руб. в 2018 году. Собственные возможности ГТЛК по генерации капитала оцениваются как слабые: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2012–2016 годы составил 9 б. п.

Невысокая оценка риск-профиля. На конец сентября 2016 года для лизингового портфеля ГТЛК была характерна высокая доля договоров с просроченными на 90 дней и более платежами (16,4%, включая задолженность по расторгнутым договорам лизинга). Урегулирование просроченной задолженности по ряду договоров привело к заметному снижению данного показателя в текущем году (4,2% на конец марта 2017 года). Однако специфика стратегии Компании и ее риск-менеджмента потенциально могут приводить к принятию ГТЛК повышенных кредитных рисков. АКРА отмечает отсутствие у отдельных крупных лизингополучателей достаточного денежного потока для своевременного обслуживания договоров на долгосрочном горизонте, что повышает вероятность реструктуризации таких обязательств. Агентство также обращает внимание на высокую долю фондирования, привлеченного под плавающие процентные ставки (порядка 20% пассивов по состоянию на начало июня 2017 года), при отсутствии соответствующих лизинговых контрактов.  

Сбалансированная структура фондирования. Компания имеет относительно высокий уровень диверсификации обязательств: на конец марта 2017 года они формируются преимущественно за счет банковских кредитов (25%), обязательств по финансовой аренде (16%) и выпущенных облигаций (52%). Зависимость Компании от отдельных кредиторов умеренная: требования крупнейшего кредитора составили 16% совокупных обязательств ГТЛК, пяти крупнейших кредиторов — 38%.  

Удовлетворительная позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА (с учетом планируемых ГТЛК темпов роста лизингового бизнеса) Компания имеет положительный запас денежных средств (показатель текущей ликвидности составляет порядка 1–1,1) по итогам каждого квартала на горизонте 12–24 месяцев. Потребность в значительном рефинансировании текущих обязательств на указанном временном горизонте отсутствует. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная (показатель текущей ликвидности в отдельные кварталы составляет менее 1).

Опорная роль ГТЛК для Минтранса России в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере обуславливает гарантированный спрос на услуги Компании, преимущественно в нишевых сегментах транспортной отрасли. АКРА расценивает данный фактор как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в ОСК. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности, что выражается в дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании вследствие увеличения масштабов государственного финансирования и роста ее вовлеченности в реализацию государственной политики в сфере транспорта.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля со стороны Российской Федерации либо снижение готовности акционера оказывать поддержку Компании;
  • снижение системной значимости Компании для государства.

Краткая информация о компании

ГТЛК — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового и операционного лизинга преимущественно транспортных средств. Являясь полностью государственной компанией (единственный акционер — Правительство РФ в лице Министерства транспорта), ГТЛК выступает как инструмент реализации государственной политики по развитию российской транспортной отрасли (данная политика предусматривает ряд антикризисных мер).

По итогам 2016 года ГТЛК является лидером по объему нового бизнеса и входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний России по величине лизингового портфеля.

Факторы рейтинговой оценки

Бизнес-профиль: адекватный

Адекватный бизнес-профиль ГТЛК обеспечен ведущими позициями на рынке лизинга транспортных средств и ролью опорной компании Минтранса России для реализации ряда государственных программ в транспортной сфере. Ограничивают уровень оценки связанная со спецификой Компании высокая концентрация ее бизнеса, а также существующие недостатки в системе управления рисками, приводящие, по нашему мнению, к принятию ГТЛК повышенных кредитных рисков. 

Высокая оценка степени устойчивости бизнеса учитывает сильные конкурентные позиции ГТЛК как в целом на российском лизинговом рынке, так и в ключевых для Компании сегментах лизинга:

  • лизинг авиационного транспорта;
  • лизинг железнодорожного транспорта;
  • лизинг водного транспорта. 

С учетом планов, предусмотренных стратегией развития, а также текущего и ожидаемого уровня капитализации мы полагаем, что занимаемые Компанией позиции останутся устойчивыми в течение ближайших 12–18 месяцев. Дополнительную поддержку нашей оценке данного фактора оказывает выполняемая Компанией роль инструмента государственной политики в российской транспортной отрасли — ГТЛК получает приоритетный доступ к развитию лизинга в отдельных сегментах, а также эксклюзивно реализует ряд государственных программ лизинга, а именно:

  • программу развития операционного лизинга самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100);
  • региональные программы энергоэффективности на транспорте;
  • программы развития лизинга водного транспорта и паромного сообщения;
  • программы лизинга пассажирского подвижного состава для пригородных железнодорожных перевозок.

В связи с тем, что акционер не требует от ГТЛК поддержания определенного уровня рентабельности, Компания имеет возможность работать с низкой маржой, предлагая клиентам более конкурентные ставки.

АКРА оценивает реализуемую ГТЛК стратегию как достаточно адекватную с учетом задач, поставленных перед ней акционером. Деятельность Компании подчинена долгосрочной программе развития, выполнение которой ежегодно подтверждается заключением аудитора. По итогам первых двух лет реализации программы (2014–2015) заявленные цели достигнуты в полном объеме. АКРА отмечает, что Компания не ограничена в выборе финансируемых проектов при условии сохранения ориентации на приоритетных секторах (их доля не должна быть ниже 75% в общем объеме лизингового портфеля).

Оценку бизнес-профиля ограничивает выраженная концентрация бизнеса ГТЛК на узком спектре лизингового имущества и небольшом числе лизингополучателей (специфика деятельности Компании). По состоянию на конец марта 2017 года на крупнейшие сегменты — лизинг железнодорожного и авиационного транспорта — приходилось соответственно 47 и 31% совокупного лизингового портфеля1 ГТЛК. Ликвидность данных сегментов в текущих условиях оценивается нами как средняя. Для прочих сегментов (в частности, для сегмента лизинга морского и речного транспорта) характерен более низкий по сравнению с сегментом лизинга авиационного транспорта уровень ликвидности. Вместе с тем перспективы авиационного лизинга в рамках бизнеса ГТЛК в значительной степени зависят от реализации финансируемой из бюджета программы операционного лизинга воздушных судов SSJ 100. В случае сокращения либо полного прекращения бюджетного финансирования Компанию ждет стагнация бизнеса в данном сегменте, что негативно отразится на ее рыночных позициях и рентабельности.

Мы также обращаем внимание на очень высокую концентрацию лизингового бизнеса на небольшом числе контрагентов: по состоянию на конец марта 2017 года на 10 крупнейших лизингополучателей приходилось 77% лизингового портфеля.

Качество корпоративного управления ГТЛК оценивается как адекватное в сравнении с другими лизинговыми компаниями сопоставимых масштабов бизнеса. Агентство отмечает, что до смены руководства (в 2012 году) Компания допустила ряд ошибок в управлении рисками — на балансе накопились непрофильные активы, бόльшая часть которых являются проблемными. Несмотря на ряд изменений, произошедших за последние несколько лет в системе управления рисками, мы отмечаем существующие недостатки в принятии решений, которые могут приводить к принятию ГТЛК на баланс повышенных кредитных рисков.

Структура собственности Компании является полностью прозрачной: 100% акций ГТЛК принадлежат Правительству РФ в лице Министерства транспорта.

1 Сумма лизинговых платежей к получению

Рисунок 1. Структура лизингового портфеля ПАО «ГТЛК» (первый квартал 2017 года), %

Источник: ПАО «ГТЛК», расчеты АКРА

Достаточность капитала: адекватная

АКРА оценивает достаточность капитала ГТЛК как адекватную: значительный запас по достаточности капитала сочетается с ограниченными возможностями по внутренней генерации нового капитала.

Компания имеет существенный запас по капиталу: на конец марта 2017 года показатель достаточности капитала (ПДК) составил около 25,5%, что дает ГТЛК возможность абсорбировать потенциальные убытки даже в случае более высоких (чем в среднем по рынку) темпов роста бизнеса. Такой уровень капитализации был обеспечен благодаря поэтапной докапитализации в 2015–2016 годах для целей реализации программы лизинга самолетов SSJ 100 (совокупно 34 млрд руб.) и иных государственных программ (13,3 млрд руб.). В рамках госпрограмм планируется увеличение капитала на 9,3 млрд руб. до конца 2017 года и дополнительно на 10 млрд руб. в 2018 году.

Собственные возможности Компании по генерации капитала оцениваются как слабые: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2012–2016 годы составил 9 б. п. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности.

Рисунок 2. Достаточность и генерация капитала ПАО «ГТЛК»

Источник: ПАО «ГТЛК», расчеты АКРА

Риск-профиль: слабый

На конец сентября 2016 года для лизингового портфеля ГТЛК была характерна высокая доля договоров с просроченными на 90 дней и более платежами (16,4%, включая задолженность по расторгнутым договорам лизинга). Урегулирование просроченной задолженности по ряду договоров привело к заметному снижению данного показателя в текущем году (4,2% на конец марта 2017 года). Однако специфика стратегии Компании и ее риск-менеджмента потенциально может приводить к принятию ГТЛК повышенных кредитных рисков. АКРА отмечает отсутствие у отдельных крупных лизингополучателей достаточного денежного потока для своевременного обслуживания договоров на долгосрочном горизонте, что повышает вероятность реструктуризации таких обязательств. При определении уровня проблемной задолженности Агентство учитывает общую сумму по договору, поскольку небольшой объем просроченной задолженности часто сочетается с длительным сроком неплатежей, что фактически свидетельствует о невозможности лизингополучателя исполнять свои обязательства по всему договору.

Качество требований вне лизингового портфеля (средства, размещенные в кредитных организациях) оценивается как высокое. У Компании отсутствуют вложения в ценные бумаги либо непрофильные активы.

Подверженность ГТЛК рыночному риску оценивается Агентством как умеренная: по состоянию начало июня 2017 года порядка 20% пассивов привлечены под плавающие ставки при отсутствии соответствующих лизинговых контрактов.  

Уровень операционного риска не представляется существенным.

Фондирование и ликвидность: удовлетворительные

Сбалансированная структура фондирования сочетается с удовлетворительной позицией по ликвидности.

Компания имеет относительно высокий уровень диверсификации обязательств: на конец марта 2017 года они формируются преимущественно за счет банковских кредитов (25%), обязательств по финансовой аренде (16%) и выпущенных облигаций (52%). Зависимость Компании от отдельных кредиторов умеренная: требования крупнейшего кредитора составили 16% совокупных обязательств ГТЛК, пяти крупнейших кредиторов — 38%. 

По мнению АКРА, структура фондирования Компании не претерпит существенных изменений в ближайшие 12–18 месяцев, при этом ГТЛК планирует нарастить долю рыночного фондирования за счет снижения доли банковских кредитов.

Текущая и прогнозная позиция по ликвидности оценивается как удовлетворительная. В базовом сценарии АКРА (с учетом планируемых ГТЛК темпов роста лизингового бизнеса) Компания имеет положительный запас денежных средств (показатель текущей ликвидности составляет порядка 1–1,1) по итогам каждого квартала на горизонте 12–24 месяцев. Потребность в значительном рефинансировании текущих обязательств на указанном временном горизонте отсутствует. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная (показатель текущей ликвидности в отдельные кварталы составляет менее 1). 

Рисунок 3. Прогнозный график погашения долга ПАО «ГТЛК»

Источник: ПАО «ГТЛК»

АКРА отмечает, что ГТЛК, помимо собственного запаса денежных средств, не имеет доступа к дополнительным (экстренным) источникам ликвидности. У Компании отсутствует портфель ликвидных ценных бумаг, которые могут быть использованы для привлечения ломбардных кредитов. Возможности получения экстренной ликвидности со стороны акционера в значительной степени ограничены: незапланированные взносы капитала потребуют внесения поправок в федеральный бюджет и их длительного согласования. Текущие невыбранные лимиты по бланковым кредитам не учитываются АКРА в качестве источников экстренной ликвидности, поскольку в случае ухудшения финансового положения ГТЛК могут быть оперативно закрыты.  

В ближайшие 18 месяцев ГТЛК должна произвести ряд крупных (в объеме более 2% капитала) единовременных погашений/оферт по обязательствам: 1) оферты по выпускам облигаций в сентябре и декабре 2017 года (на 5 млрд и 4 млрд руб. соответственно), а также в ноябре 2018 года (на 4 млрд руб.); 2) погашение номинала двух выпусков облигаций — в январе 2018 года (по 5 млрд руб. каждый); 3) амортизация номинала двух выпусков в марте и в сентябре 2018 года (2,4 млрд и 4,8 млрд руб. соответственно). Анализ прогнозного денежного потока показал, что риск невыполнения данных обязательств оценивается как минимальный.

Дополнительные корректировки ОСК: +1 ступень

АКРА отмечает опорную роль ГТЛК для Минтранса России в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере, что обуславливает гарантированный спрос на услуги Компании, преимущественно в нишевых сегментах транспортной отрасли. Агентство расценивает данный фактор как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в уровне ОСК. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности, что выражается в дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК.

Поддержка

Группа

Компания не является частью идентифицируемой группы в терминах Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, что выражается в отсутствии дополнительных ступеней поддержки к ОСК.

Государство

АКРА относит ПАО «ГТЛК» к организациям с государственным влиянием: единственный акционер Компании — Правительство РФ в лице Министерства транспорта.

Высокая системная значимость. Системная значимость ГТЛК оценивается Агентством как высокая. Оценка обусловлена ролью Компании в реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли. ГТЛК — доминирующий игрок на стратегически важном для государства рынке лизинговых услуг, предоставляемых сектору транспортного машиностроения. С точки зрения национальной транспортной инфраструктуры данный сектор является приоритетным для Правительства РФ, однако высокая стоимость коммерческого финансирования сдерживает его развитие. Дефолт ГТЛК сопряжен с угрозой для функционирования ряда отраслей транспортного и машиностроительного сектора, а также несет в себе репутационные риски для Правительства РФ. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании хотя и потребует значительных бюджетных вливаний, не будет иметь критических последствий в масштабах национальной экономики.

Очень сильное влияние государства. АКРА оценивает степень влияния государства на деятельность Компании как очень сильную. Оценка обусловлена полным акционерным и операционным контролем за деятельностью ГТЛК, осуществляемым Правительством РФ в лице Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли (представители которых входят в совет директоров Компании). Государство также оказывает ГТЛК финансовую поддержку на постоянной основе в виде регулярного увеличения капитала Компании за счет средств федерального бюджета (совокупно около 59 млрд руб.). Учитывая возрастающую роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ и планы по дальнейшей докапитализации ГТЛК, АКРА оценивает вероятность дальнейшей поддержки со стороны государства как высокую. Вместе с тем Агентство отмечает отсутствие формализованного механизма предоставления Компании оперативной экстраординарной поддержки в кратчайшие сроки.

Мнение АКРА об уровне системной значимости и о влиянии государства на кредитоспособность Компании выражается в приравнивании финального рейтинга к паритету с РФ, уменьшенному на четыре ступени.

Рейтинги выпусков

25.07.2017 — облигации ПАО «ГТЛК» биржевые процентные документарные на предъявителя, серий 001P-04 (RU000A0JXPG2), 001P-03 (RU000A0JXE06)
и 001P-02 (RU000A0JX199) — A+(RU).

Рейтинговая история

26.06.2017 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности, а также Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «ГТЛК» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (26.06.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «ГТЛК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «ГТЛК» по МСФО и отчетности ПАО «ГТЛК», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «ГТЛК» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «ГТЛК», не выявлены.

АКРА не оказывало ПАО «ГТЛК» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные финансовые показатели баланса ПАО «ГТЛК»,
тыс. руб.

Источник: консолидированная отчетность ПАО «ГТЛК» по МСФО

Таблица 2. Сводные финансовые показатели отчета о прибылях
и убытках, тыс. руб.

Источник: консолидированная отчетность ПАО «ГТЛК» по МСФО

Таблица 3. Сводные финансовые показатели основных коэффициентов

Источник: расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.