АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПЛАНИРУЕМОГО ВЫПУСКА биржевых облигаций серии 001P-06R ПАО «ростелеком» ПРИНЦИПАМ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ICMA 1; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРУЕМЫХ В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках выпуска социальных биржевых облигаций серии 001P-06R ПАО «Ростелеком» (далее — Облигации) АКРА подтвердило соответствие планируемого выпуска Облигаций международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (принципам социальных облигаций ICMA), а также соответствие проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от выпуска Облигаций средств и направленных на развитие общественной жизни, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).

В рамках представленных ПАО «Ростелеком» (далее — Эмитент) комплексных социальных проектов, направленных на развитие общественной жизни, ранее были понесены затраты (в объеме более 10 млрд руб.) по двум направлениям:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» (далее именуемые совместно — Проекты).

Оба Проекта реализованы в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура».

Оба Проекта относятся к категориям социальных проектов, указанным в Принципах социальных облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года с учетом дополнений 2022 года (далее— ПСО):

  • создание доступной базовой инфраструктуры;

  • обеспечение доступа к социально значимым услугам.

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска социальных облигаций допускается как в международной, так и в российской практике.

Реализация Проектов позволила добиться положительного социального эффекта, который выражается в:

  • подключении к интернету СЗО (в том числе организаций образования и здравоохранения);

  • повышении эффективности деятельности государственных учреждений;

  • увеличении числа людей, имеющих своевременный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении;

  • увеличении точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек;

  • увеличении числа пользователей беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек;

  • улучшении качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.

Краткая информация о Проектах, рефинансируемых за счет выпуска социальных облигаций, и об их социальном эффекте приведена в Приложении 1.

АКРА подтверждает, что Проекты, рефинансируемые за счет выпуска социальных Облигаций, соответствуют базовым международно признанным ПСО.

Таким образом, Агентство подтверждает соответствие планируемого выпуска Облигаций Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».


1 International Capital Market Association (Международная ассоциация рынков капитала).

Соответствие выпуска Принципам социальных облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск Облигаций Эмитента соответствует всем базовым критериям ПСО. Направление использования средств (Проекты, рефинансируемые в рамках выпуска Облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям социальных проектов ICMA, и на развитие общественной жизни, а также имеют положительный социальный эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Положение об устойчивом финансировании ПАО "Ростелеком"» 2 (далее — Положение), в полной мере отвечают критериям ПСО, в связи с чем планируемый выпуск Облигаций можно считать социальным.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

ПАО «Ростелеком»

Кредитный рейтинг эмитента

AA(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Социальные биржевые облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав серии 001P-06R,
размещаемые в рамках программы биржевых облигаций,
имеющей идентификационный номер 4-00124-A-001P-02E от 15.12.2015

Планируемый объем эмиссии

Не более 10 млрд руб.

Регистрационный номер выпуска

На дату публикации не присвоен

Дата начала размещения

На дату публикации не определена

Срок обращения

Не более 1 001 дня

Источник: АКРА, данные эмитента

ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, присутствующий во всех сегментах рынка, ведущий провайдер услуг фиксированной телефонии в большинстве регионов и крупнейший оператор широкополосного доступа в интернет (ШПД). Эмитент интегрирует повестку устойчивого развития в свою деятельность, о чем свидетельствуют следующие инициативы:

  • Эмитент интегрировал Цели в области устойчивого развития ООН (далее — ЦУР ООН) в управление компанией и учитывает их при подготовке годового отчета и при разработке проектов в области устойчивого развития;

  • Эмитентом подготовлен отчет об ESG в рамках годового отчета за 2021 год 3, в том числе определены вклад отдельных направлений деятельности Эмитента в ЦУР ООН и приоритетные для Эмитента ЦУР ООН, также Эмитентом подготовлен отдельный ESG-отчет 4;

  • Эмитентом принят ряд политик в сфере ESG, в том числе экологическая политика; политика в области охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; положение о производственном экологическом контроле; этический кодекс; антикоррупционная политика;

  • ESG-риски интегрированы в программу управления рисками Эмитента, в частности учтены риски охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, риски противодействия коррупции, а также риски нехватки квалифицированного персонала;

  • реализуются инициативы по снижению собственного воздействия Эмитента на окружающую среду; в частности, Эмитент реализует принципы «зеленого офиса» и приступил к использованию автоматических датчиков энерго- и водопотребления, внедряет раздельный сбор отходов, применяет экологически безопасные расходные материалы и использует электронный документооборот, а также видео-конференц-связь;

  • рассматриваемые в данном пресс-релизе (заключении) Проекты («Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)») также описаны в годовом отчете Эмитента за 2021 год с указанием достигнутых социальных эффектов и планов по дальнейшей реализации проектов.


https://www.company.rt.ru/ir/corporate_governance/docs/Sustainable_Finance_Regulations.pdf.
3 https://www.company.rt.ru/ir/agm/files/2021/Annual_report_2021_rus.pdf.
4 https://www.company.rt.ru/ir/results_and_presentations/esg_information/Rostelecom_ESG_report_2021_rus.pdf.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые могут быть рефинансированы за счет выпуска социальных Облигаций, процесс оценки и отбора таких проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности.

На основании предоставленных Эмитентом документов Агентством были сделаны заключения о соответствии проектов четырем базовым критериям ПСО, а именно:

  • использование средств;

  • процесс оценки и отбора проектов;

  • управление средствами;

  • отчетность.

Использование средств

Цели выпуска социальных Облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска социальных Облигаций, будут направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат на реализацию двух проектов:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

Указанные Проекты были реализованы на территории 44 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, 100% поступлений от выпуска Облигаций будет направлено исключительно на рефинансирование вышеуказанных Проектов, подпадающих под категории социальных проектов ICMA «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» и «Создание доступной базовой инфраструктуры» согласно ПCО.

Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список Проектов и их описание; (2) данные по уже достигнутым и целевым параметрам социальных эффектов от реализации Проектов; (3) сроки финансирования и обобщенные финансовые параметры Проектов; (4) данные по фактически созданным точкам доступа в рамках проекта по УЦН в разбивке по субъектам Российской Федерации и населенным пунктам; (5) данные по фактически подключенным СЗО в разбивке по субъектам Российской Федерации; (6) проект отчета о надлежащем (целевом) использовании привлеченных средств в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций.

Получено письменное заключение о том, что введенные объекты не являются объектами капитального строительства и экологическая экспертиза не требуется. Реализация проектов не нанесла какого-либо существенного вреда окружающей среде и обществу.

При реализации Проектов Эмитент руководствовался действующими политиками в сфере ESG (в том числе экологической политикой; политикой в области охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; положением о производственном экологическом контроле; этическим кодексом; антикоррупционной политикой), что в достаточной степени позволяло выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для социальной сферы и окружающей среды, связанных с реализацией Проектов, и управлять данными рисками.

Поскольку Проекты реализованы, Эмитент указал, что данные риски отсутствуют.

В качестве целевой группы Эмитентом рассматривались все жители населенных пунктов, где реализуются указанные Проекты, поскольку данные пункты представляют собой удаленные и малонаселенные города / села / хутора / прочие населенные пункты, в которые экономически нерентабельно проводить высокоскоростной интернет (проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)»). Аналогичный подход применялся для проекта по созданию инфраструктуры для подключения СЗО к интернету.

Эмитентом представлено обоснование того, что проведение высокоскоростного интернета в рассматриваемые населенные пункты экономически нерентабельно и является социальной функцией. Использование в качестве целевой группы населения в целом по географическому признаку, без выделения какой-либо узкой социальной категории, допускается ПСО в случае, если решается проблема, значимая для данной территории.

АКРА считает применяемое для выпуска Облигаций использование средств соответствующим ПСО.

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитентом принята прозрачная процедура оценки и отбора проектов, которая описана в Положении. В соответствии с ним к категории социальных проектов Эмитент относит проекты, направленные на решение или смягчение определенной социальной проблемы и/или на достижение иного положительного социального эффекта.

Заявленные в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций Проекты Эмитент относит к категории социальных проектов в соответствии с Положением, так как они направлены на создание доступной базовой инфраструктуры (инфраструктура связи и доступа к сети Интернет).

В соответствии с процедурой, установленной Эмитентом, отбор проектов осуществляет департамент финансов, который в этих целях запрашивает информацию у департамента экономики и инвестиций, и департамента реализации комплексных проектов. В соответствии с Положением перечень таких проектов утверждает правление Эмитента, которое одновременно подтверждает их соответствие требованиям.

Кроме того, на момент выпуска Облигаций Эмитент уже завершил реализацию рассматриваемых Проектов, которые ранее были профинансированы другими финансовыми инструментами (в том числе банковскими кредитами).

Эмитент также определил качественные и количественные параметры в сфере устойчивого развития (ESG), достижение которых запланировано в рамках реализации стратегии Эмитента на 2021–2025 годы (далее — Стратегия). Эмитентом запланирована разработка программ, детализирующих механизмы достижения указанных целей.

Проекты, на рефинансирование которых будут направлены денежные средства, полученные от размещения Облигаций, соотносятся с одной из целей в сфере ESG, обозначенной Эмитентом в Стратегии, а именно «Ключевой партнер государства в цифровизации страны» 5.


5 См. стр. 82 годового отчета Эмитента: https://www.company.rt.ru/ir/agm/files/2021/Annual_report_2021_rus.pdf.

Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска Облигаций (см. Приложение 1), относятся к категориям «Создание доступной базовой инфраструктуры» и «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» согласно ПСО и соотносятся со следующими ЦУР ООН:

  • ЦУР № 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех;

  • ЦУР № 8: Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;

  • ЦУР № 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;

  • ЦУР № 10: Сокращение неравенства внутри стран и между ними;

  • ЦУР № 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

В то же время Эмитентом не были привлечены внешние эксперты для отбора проектов и оценки их социальных эффектов, что ограничивает присвоенную оценку.

В целом, по мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и соответствует рыночным практикам и ПСО.

Управление средствами

Процедура управления средствами от выпуска социальных облигаций изложена в Положении. В соответствии с Положением средства от размещения социальных Облигаций Эмитента будут зачислены на выделенный счет Эмитента, затем выделены на рефинансирование утвержденных Проектов на условиях решения о выпуске социальных Облигаций.

Эмитент указал, что на дату подписания решения о выпуске информация о распределении денежных средств между Проектами отсутствует.

При этом Агентство отмечает, что так как 100% средств от эмиссии социальных Облигаций Эмитента планируется направить на рефинансирование расходов по социально значимым Проектам, понесенных в 2021 году, Эмитентом не был подготовлен отдельный документ по порядку размещения поступлений от эмиссии социальных Облигаций. Кроме того, в связи с направлением 100% средств от эмиссии социальных Облигаций на рефинансирование, временного размещения неиспользованных средств от рассматриваемого выпуска Облигаций не возникает.

Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения Облигаций, обеспечивается путем раскрытия информации о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения социальных Облигаций, в составе Отчета о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения выпуска биржевых Облигаций (далее — Отчет).

Эмитент также готов привлечь аудитора для проверки соответствия целевого использования средств, полученных от выпуска социальных Облигаций.

С учетом наличия утвержденного Положения и предварительных параметров эмиссионной документации Агентство считает процедуру управления средствами достаточной с точки зрения раскрытия информации для инвесторов.

По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПСО.

Отчетность

Эмитент обязуется раскрывать (публиковать) информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в составе Отчета за каждый отчетный год (календарный год) начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проектов. Эмитент планирует раскрывать информацию о распределении средств от размещения социальных Облигаций на своем корпоративном сайте, на странице в сети Интернет, предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, по адресу https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=141; также Эмитент берет на себя обязательство предоставлять Отчет ПАО Московская Биржа.

Отчет будет содержать следующие данные:

  • информацию о Проектах (их наименование и описание);

  • описание использования денежных средств, полученных от выпуска Облигаций;

  • долю финансирования Проектов за счет других источников;

  • сведения о расходовании (распределении) привлеченных средств;

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проектов, характеризующих положительный эффект от их реализации, связанный с развитием общественной жизни (в соответствии с Приложением 1);

  • сведения о состоянии Проектов на дату окончания отчетного периода.

  • информацию о распределении денежных средств между Проектами с указанием объемов денежных средств, направляемых на рефинансирование каждого из Проектов, или порядка определения таких объемов;

  • информацию о проведении и результатах оценки соответствия, включающую заключение (документ) о результатах оценки соответствия;

  • описание политики Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения Облигаций;

  • информацию о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения Облигаций;

  • информацию о фактах и сути нарушения принципов и стандартов финансовых инструментов в области социального финансирования при реализации Проектов, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения Облигаций;

  • информацию о включении Облигаций в перечень финансовых инструментов устойчивого развития и об исключении Облигаций из перечня финансовых инструментов устойчивого развития, включая дату такого включения или исключения.

Для рассматриваемого выпуска Облигаций Эмитентом был представлен Агентству проект Отчета. Эмитент в полной мере раскрыл Агентству планируемое содержание каждого пункта Отчета.

По мнению АКРА, приведенная процедура раскрытия информации в полной мере соответствует ПСО.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Эмитент определил цели социального характера при подготовке к выпуску социальных Облигаций; соотнес их с ЦУР ООН; определил подразделения, которые отвечали и продолжают отвечать за реализацию рассматриваемых Проектов социальной направленности.

Эмитент в целом ориентирован на устойчивое развитие, что подтверждается фактами, изложенными в годовом отчете за 2021 год (см. стр. 3 настоящего пресс-релиза). Кроме того, Эмитент определил качественные и количественные параметры в сфере устойчивого развития (ESG), достижение которых запланировано в рамках реализации Стратегии Эмитента. Эмитентом запланирована разработка программ, детализирующих механизмы достижения указанных целей.

Рассматриваемые в рамках данного пресс-релиза (заключения) Проекты соотносятся с одной из целей в сфере ESG, обозначенной Эмитентом в Стратегии, а именно «Ключевой партнер государства в цифровизации страны».

Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента, в том числе результаты прошлого стратегического цикла Эмитента, а также отмечает высокий уровень информационной прозрачности Эмитента.

Финансовая реализуемость проектов

На момент размещения выпуска Облигаций реализация рассматриваемых Проектов уже завершена. Эмитентом приведена информация о доходах, получаемых в результате реализации проектов «Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)» на территории 44 субъектов Российской Федерации. В этой связи Агентство считает вероятность финансовой реализуемости проектов крайне высокой.

Ключевые допущения

  • целевое использование средств, полученных от выпуска Облигаций;

  • реализация Проектов в соответствии с информацией, представленной Эмитентом.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска Облигаций ПСО: соответствует.

Уровень оценки: SR2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Оценка проектов, рефинансируемых в рамках выпуска социальных облигаций ПАО «Ростелеком», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций — на соответствие ПСО была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития.

Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО основано на данных, предоставленных ПАО «Ростелеком», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансируемых ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также оценка соответствия облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО была запрошенной, ПАО «Ростелеком» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Приложение 1. Описание проектов, рефинансируемых за счет выпуска социальных облигаций, и достигаемых социальных эффектов

Наименование проекта

Описание проекта

Категория проектов ICMA

Соответствие ЦУР ООН

Решение социальной проблемы

Достигаемые социальные эффекты

1

Проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)».

В рамках реализации проекта Эмитент планировал подключить 29 790 СЗО (в том числе объекты образования, здравоохранения и другие).

В рамках реализации проекта предоставлена возможность использования современных цифровых технологий сотрудникам государственных учреждений.

  • Обеспечение доступа к социально значимым услугам.

  • Создание доступной базовой инфраструктуры.

  • ЦУР № 4.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 11.

 

Низкий уровень цифровизации и использования высокоскоростного интернета в СЗО ряда регионов России.

Количественные:

  • Число СЗО, подключенных к интернету (на конец 2021 года подключено 30 988 СЗО).

Качественные:

  • Улучшение качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.

  • Повышение эффективности деятельности государственных учреждений.

2

Проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

Организация точек доступа в интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек (в том числе в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах).

Услуга доступа в интернет с использованием точек доступа предоставляется Эмитентом бесплатно; осуществляется организация точек доступа с возможностью оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек.

  • Обеспечение доступа к социально значимым услугам.

  • Создание доступной базовой инфраструктуры.

  • ЦУР № 8.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 10.

Низкий уровень доступности беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек.

Количественные:

  • Количество точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек (13 916 точек доступа на конец 2021 года).

Качественные:

  • Увеличение числа людей, имеющих своевременный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении.

Источник: ПАО «Ростелеком»

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Татьяна Сорокина
Старший аналитик, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.