Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО (далее — Банк «Держава», Банк) обусловлен умеренным бизнес-профилем, адекватными оценками достаточности капитала, фондирования и ликвидности при сохранении удовлетворительного риск-профиля.
Банк «Держава» — небольшой по размеру активов московский банк, специализирующийся на предоставлении банковских гарантий и услуг маркет-мейкера, на операциях с ценными бумагами и в меньшей степени на кредитовании физических лиц и предприятий малого и среднего предпринимательства.
Умеренная оценка бизнес-профиля (bb+) отражает, с одной стороны, невысокие рыночные позиции Банка «Держава» в российской банковской системе, с другой — относительно диверсифицированную структуру доходов, в которой основную часть составляют комиссии, преимущественно от гарантийного бизнеса в рамках государственных заказов. Оставшаяся часть в основном приходится на процентные доходы от кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг, распределенные примерно в равных объемах.
Банк «Держава» имеет устоявшуюся рентабельную бизнес-модель с фокусом на гарантийном бизнесе. Это направление деятельности останется для Банка ключевым в ближайшие 12–18 месяцев. Кредитный портфель составляет небольшую часть бизнеса и, по мнению АКРА, управляется достаточно рискованно. К таким рискованным активам Агентство, в частности, относит примерно половину совокупных кредитов — часть портфеля, предоставленная физическим лицам под залог недвижимости.
Адекватная оценка достаточности капитала базируется на высокой в сравнении с прочими российскими банками рентабельности операционной деятельности: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) выше 200 б. п. за счет стабильно получаемой прибыли. По состоянию на начало октября 2022 года нормативы достаточности капитала по российским стандартам соблюдаются с запасом.
В следующие 12–18 месяцев АКРА ожидает сохранение стабильных финансовых результатов и показателя Н1.2 в пределах 9–12%, который во многом будет зависеть от объема гарантийного бизнеса.
Удовлетворительная оценка риск-профиля. Агентство отмечает увеличение доли проблемной и потенциально проблемной задолженности в кредитном портфеле Банка в течение последних 12 месяцев, при этом принимая во внимания относительно стабильное соотношение уровня данной задолженности к основному капиталу. Большая часть потенциально проблемных займов по-прежнему приходится на кредиты физическим лицам под залог недвижимости, но также наблюдается увеличение требований к принципалам по раскрытым гарантиям.
На текущий момент доля потенциально проблемных гарантий, по оценкам АКРА, сохранятся на прошлогоднем уровне. При этом отмечается ощутимый рост портфеля выданных гарантий, который по мере вызревания портфеля может стать причиной повышения кредитных рисков в будущем.
Дополнительные риски связаны с наличием в портфеле ценных бумаг Банка облигаций иностранных государств, характеризующихся нестабильным кредитным качеством.
Адекватная позиция по фондированию и ликвидности. Большая часть баланса Банка представлена относительно ликвидными активами, что обуславливает комфортное управление рисками ликвидности. При этом АКРА отмечает относительно высокую концентрацию фондирования на средствах крупнейшего и десяти крупнейших кредиторов. В то же время, по оценкам Агентства, более половины клиентских средств прямо или косвенно связаны с собственниками Банка.
Ключевые допущения
-
сохранение принятой бизнес-модели на горизонте 12–18 месяцев;
-
достаточность основного капитала (H1.2) выше 9%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное улучшение качества кредитного портфеля и портфеля гарантий;
-
рост норматива Н1.2 до уровней, устойчиво превосходящих 12%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
ухудшение качества активов и внебалансовых требований;
-
существенные кредитные убытки в результате реализации стратегии быстрого роста гарантий;
-
значительный рост рыночного риска;
-
признаки обострения регуляторного давления или проявления репутационных рисков;
-
признаки ослабления бизнес-профиля из-за высококонкурентной среды или прочих факторов.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО был опубликован АКРА 29.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АКБ «Держава» ПАО ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АКБ «Держава» ПАО, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности АКБ «Держава» ПАО по МСФО и отчетности АКБ «Держава» ПАО, составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, АКБ «Держава» ПАО принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АКБ «Держава» ПАО дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.