Кредитный рейтинг ПАО «МегаФон» (далее — Компания, «МегаФон») обусловлен очень крупным размером Компании и очень высоким уровнем рентабельности, сильным бизнес-профилем, очень сильной позицией по ликвидности, а также очень высоким уровнем корпоративного управления. Давление на рейтинг оказывают средний уровень долговой нагрузки и слабый денежный поток.
ПАО «МегаФон» — одна из крупнейших российских телекоммуникационных компаний, второй по количеству абонентов и выручке мобильный оператор в стране.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень крупный размер и очень высокий уровень рентабельности. ПАО «МегаФон» — второй по размеру выручки и абонентской базы мобильный оператор России. По итогам 2016 года выручка составила 316,3 млрд руб., FFO (средства от операций, funds from operations) до фиксированных платежей и налогов — 139,1 млрд руб. Услугами Компании пользуются 77,4 млн человек. Средняя месячная выручка на одного абонента (average revenue per user, ARPU) ниже, чем у прямых конкурентов, однако «МегаФон» остается одним из лидеров среди российских федеральных операторов связи по уровню рентабельности. Так, рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов по итогам 2016 года была на уровне 44%. Несмотря на снижение упомянутого показателя с 2014 года, мы ожидаем его стабилизацию на текущем уровне на горизонте 2017–2019 годов.
Сильный бизнес-профиль и широкая география деятельности. «МегаФон» обладает собственной современной телекоммуникационной инфраструктурой. Компания оперирует магистральной сетью длиной 130,6 тыс. км и 143,7 тыс. базовых станций, принадлежащих к различным поколениям связи. По состоянию на конец 2016 года сетями 4G были покрыты 82 региона и охвачено 65% населения страны. «МегаФон» работает над развитием стандартов следующего поколения связи — 5G. Деятельность «МегаФона» в основном сконцентрирована на предоставлении услуг мобильной связи. Доля этого направления в структуре выручки по итогам 2016 года составила 83,4% (из них 27% пришлось на услуги мобильной передачи данных). Приобретение Mail.ru Group Limited (далее — MGL) способно повысить диверсификацию деятельности Компании.
Средний уровень долговой нагрузки обусловлен выросшим по итогам 2016 года отношением скорректированного на операционную аренду долга к FFO до фиксированных платежей, составившим 2,7x. В начале 2017 года в результате привлечения долгового финансирования для реализации сделки по приобретению MGL долговая нагрузка Компании продолжила повышаться, но осталась на среднем уровне. С учетом результатов MGL значение скорректированного на операционную аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей на горизонте 2017–2019 годов, по оценкам АКРА, будет колебаться на уровне 2,3–2,4x. Мы допускаем сценарий постепенного снижения долговой нагрузки при условии сдержанной дивидендной политики акционеров Компании. По итогам 2016 года отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам составляло 3,5x, что соответствует среднему уровню. Мы ожидаем постепенное увеличение отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам с учетом показателей MGL с 3,4x в 2017 году до 3,7x в 2019-м.
Очень сильная позиция по ликвидности при слабом денежном потоке. Поддержку ликвидности «МегаФона» оказывает невысокий объем выплат по долговым обязательствам в 2017 году, при этом более половины долговых обязательств гасится через пять лет и позже. Позитивно на оценку ликвидности повлияли значительные остатки денежных средств на депозитах. Для «МегаФона», как и для всего сектора телекоммуникаций, характерен достаточно большой размер программы капитальных затрат. По итогам 2016 года капитальные расходы Компании составили 65,6 млрд руб. (20,7% от выручки). АКРА допускает их рост для всех телекоммуникационных компаний после утверждения точных требований к операторам связи в рамках внесенных изменений в ФЗ «О противодействии терроризму» и в УК РФ. Но, поскольку точные требования пока не установлены, мы не закладывали эти расходы в базовый сценарий финансовой модели. Несмотря на это, колебание рентабельности по FCF (свободный денежный поток, free cash flow) после выплат дивидендов на близком к нулю уровне и высокие капитальные затраты характеризуют денежный поток Компании как слабый.
Очень высокий уровень корпоративного управления. В 2017 году «МегаФон» утвердил новую стратегию развития: главная задача Компании — создание услуг, ориентированных на «цифровых клиентов», и формирование экосистемы сервисов. Выстраиванию такой экосистемы способно оказать поддержку приобретение доли в MGL, обеспечившей «МегаФону» максимальный охват интернет-аудитории. Процессы принятия решений и управления рисками в Компании хорошо регламентированы. Топ-менеджмент обладает большим опытом работы в отрасли. Для Компании характерен высокий уровень информационной прозрачности.
Ключевые допущения
- положительное значение рентабельности по FCF после выплат дивидендов;
- ежегодное сокращение ARPU не более чем на 3%;
- стабильность абонентской базы;
- отсутствие единовременных больших расходов, необходимых для выполнения требований к операторам связи (изменения в ФЗ «О противодействии терроризму» и в УК РФ).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- падение отношения скорректированного на операционную аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 2,0x либо рост отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 5x;
- рост рентабельности по FCF после выплат дивидендов выше 5%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- отрицательное значение рентабельности по FCF после выплат дивидендов;
- ежегодное сокращение ARPU более чем на 3% либо уменьшение абонентской базы более чем на 5% в год;
- рост отношения скорректированного на операционную аренду долга к FFO до фиксированных платежей выше 3,5х либо падение отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 2,5;
- падение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 40%;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
- необходимость осуществить значительные капитальные затраты для выполнения требований к операторам связи (изменения в ФЗ «О противодействии терроризму» и в УК РФ).
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): aa.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «МегаФон» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (21.09.2017).
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: фактор «рентабельность» оценивался с отступлением от диапазона оценки, указанного в методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «МегаФон», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «МегаФон» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «МегаФон», не выявлены.
АКРА не оказывало ПАО «МегаФон» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.