Кредитный рейтинг Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств и умеренно высокой долей капитальных расходов в совокупном объеме расходов бюджета (без учета субвенций). Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Области оказывают существенный объем остатков на счетах, позволяющий покрыть большую часть прогнозируемого по итогам года дефицита бюджета, и умеренно высокие показатели развития экономики со значительной диверсификацией налоговых поступлений. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают умеренные операционные показатели бюджета и возрастающая потребность в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели.

Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,0 млн человек (порядка 0,7% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2020 года составил 559 млрд руб. (0,6% от совокупного показателя ВРП субъектов РФ). За 2021 год ВРП Области, согласно ее оценке, составил 631 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное [1] соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы будет положительным, однако АКРА учитывает тенденцию к снижению показателя в прогнозном периоде. На протяжении последних пяти лет, за исключением 2020 года, баланс текущих операций сохранялся положительным, однако АКРА полагает, что по итогам 2022 года показатель может стать отрицательным из-за финансирования ожидаемого дефицита бюджета. Значение показателя свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования большей части текущих расходов.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 17%, что, согласно методологии АКРА, соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на половину финансируются за счет средств бюджета Области. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 75%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется АКРА на уровне -5%, что указывает на возрастающую потребность бюджета в использовании остатков на счетах в совокупности с заемным финансированием для частичного покрытия капитальных расходов.

В структуре доходов Калужской области преобладает налог на прибыль. Его доля от ННД Области по итогам 2021 года составила 35%. За последние пять лет доля налога на прибыль формировала порядка трети ННД Региона ежегодно. Существенную долю ННД также формирует НДФЛ, его доля в 2021 году составила 31%. Поступления по налогам на товары и услуги сформировали порядка 21% ННД в минувшем году.

Актуальная версия закона о бюджете Области предусматривает снижение доходной части бюджета в текущем году на 6% к уровню 2021 года при сокращении объема безвозмездных поступлений на 15% в сравнении с уровнем предыдущего года. Ожидается, что объем ННД снизится на 2%, преимущественно ввиду сокращения практически на 10% поступлений по налогу на прибыль. Расходная часть бюджета возрастет на 6% относительно 2021 года, при этом капитальные расходы могут увеличиться на 16% в текущем году. Плановый дефицит в 14% ННД будет по большей части покрыт остатками на счетах Области, а также за счет заемного финансирования.

Проект закона о бюджете на 2023–2025 годы предполагает дальнейшее снижение объема доходов на 8% относительно плановых показателей по итогам 2022 года. Снижение обусловлено в первую очередь возможным сокращением объема безвозмездных поступлений практически вдвое. В то же время ННД Области могут вырасти на 5% в 2023 году относительно плановых назначений текущего года во многом благодаря росту поступлений по НДФЛ и налогам на товары и услуги. Ожидается, что расходы могут сократиться на 14% к уровню 2022 года.

По итогам десяти месяцев 2022 года доходная часть бюджета Калужской области увеличилась на 7% к аналогичному периоду 2021 года. ННД за указанный период выросли на 9% за счет увеличения поступлений по НДФЛ и налогам на товары и услуги на 15 и 19% соответственно. В то же время поступления по налогу на прибыль снизились на 5%. Значительную часть прироста ННД обеспечили доходы от размещения средств бюджета. Расходная часть бюджета за прошедшие десять месяцев года выросла на 14% в годовом сопоставлении, Область исполнила бюджет за упомянутый период с минимальным промежуточным профицитом.

АКРА полагает, что в 2022 году доходная часть бюджета Области может незначительно увеличиться относительно показателей по итогам 2021 года, в том числе положительную динамику покажут ННД. При этом расходная часть может вырасти в соответствии с внутригодовым темпом прироста. В таком случае Регион исполнит год с дефицитом в 14% ННД, который будет по большей части профинансирован за счет накопленных остатков.




1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. За 2021 год долг Калужской области снизился на 5% и составил 28,2 млрд руб. Снижение долга обусловлено погашением части бюджетных кредитов. Долговой портфель на 01.01.2022 был представлен бюджетными кредитами (96%) и гарантиями Региона (4%). График погашения долга на начало года был плавным и не подразумевал существенных выплат в текущем году.

По состоянию на 01.11.2022 долг Калужской области вырос на 9% относительно показателя на начало года, при этом график его погашения существенно не изменился. Прирост долга обусловлен получением из федерального бюджета долгосрочных бюджетных кредитов, одна часть которых будет направлена на погашение обязательств муниципалитетов Региона, а другая — на финансирование инфраструктурных проектов. По итогам десяти месяцев текущего года доля бюджетных кредитов в долговом портфеле Региона достигла 100%, а банковские кредиты и гарантии на текущий момент отсутствуют. Согласно актуальному графику погашения обязательств, в ближайшие пять лет Область погашает не более 16% долга ежегодно, при этом с 2022 по 2024 год ежегодное погашение не превышает 5%.

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составит 34%. АКРА ожидает рост данного показателя по итогам 2023 года до 39%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Рост уровня долговой нагрузки в будущем году связан в первую очередь с финансированием ожидаемого по итогам года дефицита бюджета.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области по итогам 2022 года не превысит 4%.

Объем доступной ликвидности позволит профинансировать большую часть ожидаемого дефицита бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в среднем более чем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов бюджета. АКРА отмечает, что за десять месяцев текущего года объем накопленных средств Региона увеличился в полтора раза относительно показателя на начало года. В соответствии с прогнозом Агентства, Область направит большую часть накопленных по итогам года средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Области при ожидаемом объеме дефицита бюджета по итогам 2022 года составит 78%, однако АКРА учитывает, что показатель будет снижаться по мере использования накопленных средств.

По данным на 01.07.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Средства от Управления Федерального казначейства в виде бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году не привлекались.

Развитая экономика с высокой диверсификацией налоговых поступлений. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия из сферы производства автотранспортных средств, торговли и металлургического производства. В связи с простоем части иностранных предприятий индекс промышленного производства Области снизился в январе–октябре текущего года до 84%. Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств за указанный период составило только треть от уровня аналогичного периода прошлого года. В то же время налоговые поступления от сектора производства автотранспортных средств формируют от 8 до 14% ежегодно в течение последних четырех лет, зависимость доходов бюджета от сектора оценивается как низкая.

По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу оптовой и розничной торговли. Тем не менее усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2018–2021 годы составила 13%, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Значимые доли налоговых поступлений приходятся также на пищевую промышленность, металлургическое производство и производство автотранспортных средств. Совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечивает порядка 13% налоговых поступлений за аналогичный период.

Экономика Области характеризуется умеренными показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2017–2020 годы значение составляет 85% от аналогичного среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы превышает 350%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы составил 4,1%.

Ключевые допущения

  • рост доходной и расходной частей бюджета на 2 и 14% соответственно к уровню 2021 года;

  • объем безвозмездных поступлений на сопоставимом с 2021 годом уровне;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита по большей части за счет использования накопленной ликвидности;

  • прирост долга относительно уровня 2021 года только за счет бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня операционной эффективности бюджета;

  • снижение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности и привлечении дополнительного заемного финансирования;

  • устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;

  • отсутствие необходимости привлекать краткосрочные долговые обязательства;

  • сохранение объема остатков на счетах Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • длительный период снижения показателей социально-экономического развития;

  • существенное снижение объема текущих доходов;

  • устойчивая потребность бюджета в финансировании текущих расходов за счет дополнительных средств;

  • существенный рост доли краткосрочного долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.