Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, стабильным профицитом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.
Численность постоянного населения Москвы на 01.01.2021 составила 12,66 млн человек (примерно 9% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного валового регионального продукта (ВРП). Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.
Ключевые факторы оценки
Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города.
Безработица в Москве находится на стабильно низком уровне. Ее показатель, измеряемый по методологии МОТ, в 2021 году составил 2,6% при среднем значении по РФ, равном 4,8%. Диверсификация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне.
Уровень безработицы и концентрации налоговой базы позволяет присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
Минимальный уровень долговой нагрузки. Соотношение долга и текущих доходов Города, а также соотношение долга и ВРП стабильно находятся на минимальном уровне. Запланированные на 2022 год заимствования не изменят оценку долговой нагрузки. Тем не менее АКРА полагает, что предусмотренный законом о бюджете на текущий год объем заимствований может быть не исполнен в полной мере.
На 01.12.2022 долг представлен облигациями (83%) с погашением в 2024–2028 годах и бюджетными кредитами (17%), которые подлежат возврату в 2024–2037 годах. Процентные расходы Города незначительны, по состоянию на указанную дату риски рефинансирования долговых обязательств в 2022–2023 годах у Москвы отсутствуют.
Высокая операционная эффективность бюджета. Бюджет Города характеризуется высоким уровнем операционной эффективности. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2019–2023 годах позволяет сделать вывод о том, что Городу достаточно собственных доходов и накопленной ликвидности для финансирования программы развития. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов не учитывается ввиду низкой долговой нагрузки.
Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) ежегодно близка к 100%. Капитальные расходы с 2018 года ежегодно превышают 20%. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2022 и 2023 годы, предполагающих исполнение бюджета с дефицитом, оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.
Профицит ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга. Значение коэффициента ликвидности превышает уровень, соответствующий его максимальной оценке.
Ключевые допущения
-
сохранение высокой операционной эффективности бюджета в долгосрочной перспективе;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное снижение профицита операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации семьдесят второго выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25072MOS0 / ISIN RU000A1030S9, дата погашения — 23.04.2024, объем в обращении — 35 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят третьего выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25073MOS0 / ISIN RU000A1030T7, дата погашения — 21.04.2026, объем в обращении — 10,4 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят четвертого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU26074MOS0 / ISIN RU000A1033Z8, дата погашения — 18.05.2028, объем в обращении — 70 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) были опубликованы АКРА 30.08.2017, 26.04.2021, 21.05.2021 и 07.06.2021 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.