Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.
Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Округа составил, по его оценкам, 5,2 трлн руб. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ.
1Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель Округа состоит из облигаций с погашением до 2024 года и инфраструктурного бюджетного кредита с погашением до 2037 года. Прогнозируемое на конец текущего года соотношение долга и текущих доходов Региона не превысит 6,3%, что соответствует низкой долговой нагрузке. Объем остатков на счетах бюджета (включая депозиты) на 01.01.2022 в несколько раз превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и более чем в два раза — среднемесячные расходы бюджета за 2021 год. По состоянию на 01.11.2022 объем ликвидности возрос относительно начала года. Накопленных средств достаточно для выплат по долгу, подлежащему погашению в 2022–2023 годах. Соотношение долга и ВРП Региона незначительно. Процентные расходы необременительны.
Высокая степень самодостаточности бюджета. Ожидаемый Округом дефицит бюджета по результатам 2022 года составит порядка 16% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), основным источником финансирования дефицита станет накопленная ликвидность. В то же время динамика исполнения доходов позволяет предположить более низкое значение дефицита бюджета по итогам года.
В 2019–2023 годах усредненная2 доля ННД составит 91% совокупных доходов (без учета субвенций).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в рассматриваемом периоде составит 15%, а доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, близка к 100%.
Усредненное за 2019–2023 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит порядка 7,2%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих и части капитальных расходов.
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -8%, что свидетельствует о незначительной потребности в долговом финансировании или использовании остатков средств на счетах.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи природных ископаемых формирует более половины ВРП. Большая часть налогов и сборов, собранных на территории Региона, направляется в федеральный бюджет, меньшая — в консолидированный бюджет Округа. Налоговые поступления, собираемые на территории Региона, составляют значимую долю совокупных налоговых доходов федерального бюджета.
В 2018–2021 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 4,76, а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.
Ключевые допущения
-
сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
-
финансирование дефицита бюджета в 2022 году преимущественно за счет остатков средств на счетах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;
-
устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
существенное снижение ликвидности бюджета;
-
рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU).
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.