АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Швейцарской Конфедерации (далее — Швейцария, страна) по международной шкале:
– долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AАА и в национальной валюте — ААА;
– краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — на уровне S1+.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Очень высокий уровень благосостояния.
-
Развитая, диверсифицированная, инновационная и конкурентоспособная экономика.
-
Умеренный уровень госдолга, его надежная структура и большой внутренний финансовый рынок.
-
Высокая способность банковского сектора противостоять различным шокам.
-
Развитая институциональная база.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Высокий уровень долга частного сектора.
-
Крупный размер банковской отрасли, который потенциально может стать источником условных обязательств правительства при неблагоприятных сценариях, включая серьезные изменения в регулировании европейского финансового сектора.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Швейцарии на уровне AAA обусловлен развитой, диверсифицированной, инновационной и конкурентоспособной структурой ее экономики, а также умеренным уровнем государственного долга. Риски, связанные с высоким уровнем долга частного сектора и крупным размером банковской отрасли, которые потенциально могут стать источником условных обязательств правительства, по мнению АКРА, балансируются как высоким уровнем накопленных домохозяйствами финансовых активов, так и высоким качеством активов, буферами ликвидности и показателями достаточности капитала швейцарских банков.
По расчетам АКРА, экономика Швейцарии — входит в десятку самых богатых стран мира (по уровню ВВП на душу населения) — вырастет на 2,0% в 2022 году, после чего ее рост значительно сократится до 0,5% в 2023–м. Учитывая давление глобальной инфляции, АКРА ожидает, что в ближайшей перспективе инфляция останется повышенной. Кроме того, в 2023 году индекс потребительских цен окажется выше целевого коридора 0–2%, установленного Национальным банком Швейцарии (НБШ). Риски укрепления франка и, как следствие, дефляционного давления практически отсутствуют.
В отличие от многих развитых стран Швейцария, после относительно большого антикризисного пакета в 2020–2021 годах, успешно сохранила пространство для маневра в рамках расширенной контрциклической фискальной политики даже в условиях повышенных процентных ставок. АКРА ожидает, что в обозримом будущем, несмотря на возможное временное снижение доходов государства уровень государственного долга страны не превысит 40% ВВП.
АКРА полагает, что сильное бюджетное правило на уровне конфедеративного бюджета в среднесрочной перспективе будет поддерживать структурный баланс консолидированного правительства на уровне чуть ниже 0%. Бюджетное правило обеспечивает балансировку бюджета на протяжении бизнес-цикла, допуская определенный дефицит во время рецессии и предполагая профицит в периоды экономического роста, а также предусматривает исключения в экстраординарных обстоятельствах.
Однако в средне- и долгосрочной перспективе поддержание госдолга на умеренном уровне может войти в противоречие с необходимостью наращивать расходы в связи с тенденцией старения населения страны. В сентябре 2022 года после многолетнего обсуждения общенародным голосованием была одобрена реформа первого уровня пенсионной системы Швейцарии. Реформа предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет, тем самым приравняв его к пенсионному возрасту для мужчин, а также увеличение ставки НДС с целью финансирования системы. Несмотря на то, что эти меры позволят временно и частично смягчить нагрузку на пенсионную систему, для балансировки пенсионной системы по-прежнему требуется пересмотр норм ее второго уровня.
Внешняя позиция Швейцарии оценивается как сравнительно сильная; поддержку ей оказывают стабильно высокий профицит счета текущих операций и очень сильная положительная международная инвестиционная позиция, главным образом обусловленная международными резервами. АКРА полагает, что структура швейцарского экспорта, большую долю в котором занимает экспорт фармацевтической и химической продукции, а также ювелирных изделий позволит удерживать профицит счета текущих операций на допандемийном уровне 5–7% ВВП в 2023 году и в дальнейшем.
Дополнительную поддержку внешней позиции страны оказывают относительно высокий уровень покрытия внешнего долга резервами и восприятие инвесторами франка как резервной валюты. АКРА отмечает, что в периоды замедления темпов роста мировой экономики и усиления неопределенности в международном масштабе растет интерес инвесторов к активам в швейцарской валюте. Это вызывает резкое укрепление франка и, как следствие, удорожание экспорта Швейцарии и потенциальное сокращение его объемов. Кроме того, возникает дефляционное давление. В целях сдерживания этих процессов в 2020–2021 годах НБШ в рамках своей политики предпринял меры, направленные на предотвращение укрепления франка, в частности, увеличивал предложение национальной валюты, наращивая резервы в иностранной валюте. В 2022 году валютные резервы умеренно сокращались в результате рыночных операций и валютной переоценки; к концу текущего года АКРА ожидает, что объем резервов достигнет уровня 105% ВВП.
В отличие от государственного сектора долговая нагрузка частного сектора находится на достаточно высоком уровне. По оценкам Банка международных расчетов, в середине 2022 года коэффициент обслуживание долга частного нефинансового сектора Швейцарии составлял 20.3%. Это обуславливает повышенный уровень влияния колебаний процентной ставки на объемы кредитования, потребления и инвестиций. Однако стоит отметить, что этот риск частично компенсируется высоким уровнем благосостояния домохозяйств, который по состоянию на конец 2021 года составлял около 4х ВВП.
Концентрация портфелей как минимум трех системно значимых швейцарских банков на ипотечных кредитах может представлять временные трудности для банковского сектора страны в целом. Растущие в настоящее время процентные ставки в большей степени отражаются на обязательствах, чем на долгосрочных активах, поскольку некоторые банки испытываются давление на процентную маржу.
Стоит также отметить, что на конец 2021 года суммарный объем активов банковского сектора составил около 395% номинального ВВП. Столь крупный размер банковского сектора обуславливает риск условных обязательств и ставит страну в один ряд с государствами, характеризующимися значительным уровнем зависимости экономики от банковского сектора, который формирует 5–10% годовой валовой добавленной стоимости. Указанные факторы компенсируются высокими объемами регуляторного капитала, поддерживаемыми крупнейшими банками, и высоким качеством активов. Согласно недавнему отчету о финансовой стабильности, подготовленному НБШ, показатель достаточности капитала первого уровня (Tier-1) двух крупнейших швейцарских банков — UBS и Credit Suisse — в первом квартале 2022 года составил 19,5 и 19.2 соответственно. Недавние события, связанные с Archegos (американский хедж-фонд) и Greensill Capital, свидетельствуют о способности Credit Suisse справляться с непредвиденными шоками с финансовой точки зрения, хотя на восстановление репутации может потребоваться немного больше времени.
По мнению АКРА, Швейцария может по-прежнему считаться «тихой гаванью» благодаря высочайшему уровню доверия к государственным институтам и органам власти, а также высокому качеству государственного управления. По оценке Всемирного банка, за последние десять лет Швейцария демонстрировала одни из самых высоких и стабильных индексов качества управления (WGI). Это является отражением высокого качества институционального управления и весьма благоприятных условий для распределения ресурсов в экономике. В то же время важно отметить, что ЕС работает над созданием новых правил, регулирующих банковскую деятельность, которые будут предусматривать повышенные требования к банкам из стран, не входящим в ЕС, но желающим работать на европейском рынке. В случае принятия эти правила не позволят банкам, не имеющим физического присутствия в той или иной стране ЕС, активно оказывать услуги клиентам на территории ЕС. Это может создать значительный риск для швейцарских системно значимых банков, ведущих деятельность в глобальном масштабе (UBS и Credit Suisse).
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии определен на уровне AАA. Один из модификаторов в коррекционной части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. Согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, таким модификатором является:
- условные обязательства и риск их реализации.
К позитивным модификаторам относятся:
-
устойчивость экономического роста;
-
фискальная политика и гибкость бюджета;
-
долговая устойчивость и доступ к рынкам;
-
стабильность платежного баланса.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии не был изменен, и итоговый кредитный рейтинг был определен на уровне ААА. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ААА.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- Серьезный финансовый шок для банковского сектора Швейцарии, связанный с возможными убытками, вызванными глобальной рецессией.
- Негативные итоги переговоров между Швейцарией и ЕС в сфере финансового регулирования и торговли.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Швейцарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Швейцарии были опубликованы АКРА 10.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Швейцарской Конфедерации не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Швейцарской Конфедерации дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.