АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана на уровне BBB+ оказывают следующие фундаментальные факторы: относительно высокий уровень благосостояния, низкий уровень государственного долга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и достаточный объем международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также относительно низкое качество государственных институтов.
Казахстан демонстрирует умеренный по сравнению со многими сопоставимыми государствами рост госдолга, что стало возможным благодаря значительной «подушке безопасности» в виде активов НФРК. При этом монетарная политика Национального банка Республики Казахстан (НБРК) позволила нивелировать риск долларизации вкладов.
После сокращения ВВП Казахстана в 2020 году и его восстановления в 2021-м, как ожидает АКРА, в 2022 году будет наблюдаться умеренный экономический рост на 2,9–3%. Агентство также отмечает, что зависимость промышленности страны, ее экспорта и экономики в целом от горнодобывающих производств сохраняется, а риски в логистике и транспортировке экспортной продукции во внешней торговле актуализируются.
АКРА полагает, что в 2023–2024 годах для Казахстана будут характерны повышенная инфляция, жесткая монетарная политика и незначительное ослабление национальной валюты.
В 2022 году дефицит госбюджета, по прогнозам Агентства, составит 2,5–2,6% ВВП, что лучше ожиданий правительства Казахстана (3,3%). Более оптимистичный прогноз АКРА связан с более высоким прогнозным показателем среднегодовой цены на нефть в 2022-м и высокими показателями собираемости налогов.
АКРА оценивает рост госдолга до 22% ВВП 2022 года (без учета задолженности НБРК) как умеренный и ожидает, что в 2023–2024 годах госдолг увеличится незначительно на фоне снижения дефицита бюджета и восстановления экономики. Умеренный уровень госдолга сохраняет для Казахстана возможности применения контрциклической бюджетной политики в будущем. В прошлом году в Бюджетном кодексе страны было закреплено новое бюджетное правило в части определения размера гарантированного трансферта, что было нацелено на усиление контрцикличности. Согласно этому правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в НФРК при цене отсечения. Данное нововведение расширяет возможности для фискального маневра, что повышает устойчивость экономики к потенциальным внешним шокам.
Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета, однако отмечается нацеленность на сокращение его использования в бюджетных целях в среднесрочной перспективе. На конец ноября 2022 года активы НФРК составляли 26% ВВП уходящего года и покрывали 120% госдолга (без учета долга НБРК), обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны.
Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается за счет достаточного объема международных резервов: в 2022 году коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил почти десять месяцев. На фоне умеренной экономической активности АКРА прогнозирует незначительный рост объемов импорта в текущем году и, соответственно, некоторое увеличение показателя покрытия импорта золотовалютными резервами страны. Некоторый риск реализации по-прежнему сопряжен с условными обязательствами квазигосударственного сектора, при этом сам сектор находится в стадии активных преобразований, что АКРА считает положительной тенденцией.
Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА подчеркивает важность отделения Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от НБРК, которое должно способствовать усилению независимости этих регуляторных институтов, а также значимость создания Высшего совета по реформам и Агентства по стратегическому планированию и реформам, поскольку это говорит о нацеленности Казахстана на реформирование системы государственного управления.
В рамках реформ, заявленных после событий января 2022 года, предлагалось внедрение в стране новой концепции инвестиционной политики, разработка программы повышения доходов населения, пересмотр подхода к квазигосударственному сектору, проведение комплексной реформы государственного управления и реформы межбюджетных отношений, проработка программы приватизации госкомпаний, усиление импортозамещения, решение вопросов товарной безопасности, макропруденциального регулирования и поддержки сельского хозяйства, а также принятие Социального кодекса. АКРА положительно оценивает направленность на проведение реформ и нацеленность на повышение качества государственных институтов.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ-. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
потенциал экономического роста;
-
суверенные фонды;
-
стабильность валютного режима;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения;
-
устойчивость внешнего долга.
Отрицательная корректировка была сделана по следующим модификаторам:
-
условные обязательства и риск их реализации;
-
уязвимость платежного баланса.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.
-
Принятие системных социально-экономических решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов и/или потенциал экономического роста.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
Значительное и резкое ухудшение ситуации в банковском секторе Казахстана.
-
Существенное и продолжительное снижение экономической активности.
-
Резкое ослабление национальной валюты и повышение стоимости государственного долга.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.