Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и минимальным уровнем риска долговой нагрузки.

ХМАО-Югра расположен в Уральском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. В Регионе проживает 1,6 млн человек. Ханты-Мансийск, столица Округа, занимает четвертое место среди городов ХМАО-Югры по численности населения (98,7 тыс. человек). По итогам 2015 года ВРП Региона составил 3 136,8 млрд руб. (третье место в РФ после Москвы и Московской области).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Нефтедобывающий регион с высокими среднедушевыми доходами и низкой безработицей. Нефтегазовая отрасль обеспечивает около 67% ВРП Региона (показатель в среднем за период с 2013 по 2015 год). Для федерального бюджета ХМАО-Югра является одним из основных регионов-доноров. С 2014 по 2016 год в консолидированном бюджете ХМАО-Югры оставалось в среднем 12,5% от совокупного объема платежей, собранных на территории Округа и поступивших в консолидированный бюджет РФ. ВРП на душу населения и среднедушевые доходы существенно превышают аналогичные показатели в среднем по стране (в 4,3 и 1,4 раза соответственно). Безработица (по методологии МОТ) на 18% ниже среднероссийского уровня. Крупнейшие работодатели — нефтегазодобывающие предприятия (26% занятых). Уровень развития социальной инфраструктуры Округа оценивается как высокий. С 1990 года численность населения увеличилась на 30%. ХМАО-Югра — один из семи российских регионов, лидирующих по уровню естественного прироста населения. Уровень урбанизации (92%) существенно превышает средний по РФ (74%).

Высокая степень самодостаточности бюджета и умеренная степень его сбалансированности. С 2014 по 2017 год доля налоговых и неналоговых доходов составляла в среднем 97% совокупных (без учета субвенций) доходов. Динамика налоговых доходов характеризуется высокой степенью волатильности поступлений по налогу на прибыль (с 2014 по 2017 год упомянутые поступления варьировались в пределах 31–49% от доходов бюджета). Поступления по НДФЛ и налогу на имущество в бюджет Региона практически монотонно растут на протяжении более 12 лет. В период с 2016 по 2017 год упомянутые поступления позволяли профинансировать 54% расходов бюджета (для сравнения: с 2011-го по 2012-й — 39%). Регион предоставляет организациям существенные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество(в сумме 9,6 млрд руб. в 2016-м и 28,7 млрд руб. в 2015-м). В отраслевой структуре компаний, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, доминируют предприятия нефтегазового сектора. В периоды высоких доходов (как, например, в 2014–2015 годах) власти Округа умеренно увеличивают уровень расходов, исполняя бюджет с профицитом и накапливая финансовые резервы, которые используются для софинансирования расходов в дефицитные периоды. Относительно высокий уровень обязательных расходов связан с необходимостью поддерживать финансирование социальной сферы: с первого полугодия 2013 года по первое полугодие 2017-го численность основных категорий работников бюджетной сферы ХМАО-Югры уменьшилась на 2,6%, в то время как в целом по РФ сокращение составило 8,4%.

Региональные власти осуществляют дополнительный трансферт в бюджет территориального фонда ОМС. Уровень расходов капитального характера, запланированных на 2017–2019 годы, ниже уровня капитальных затрат, фактически осуществленных с 2014-го по 2016-й. Объекты социальной инфраструктуры создаются как в рамках государственного или муниципального заказа, так и с использованием инструментов государственно-частного партнерства, включая концессионные соглашения и выкуп. Использование инструментов ГЧП положительно влияет на гибкость бюджета. Поэтому снижение уровня капитальных расходов на строительство социальной инфраструктуры, запланированных на 2017–2019 годы, не рассматривается как признак сокращения бюджета развития.

Уровень долговой нагрузки соответствует минимальному уровню риска. Долговой портфель на 87% состоит из облигаций (погашение до 2023 года включительно) и на 13% — из бюджетных кредитов (погашение до 2019 года). Округ регулярно размещает депозиты, размеры которых с 01.01.2015 существенно превышают объем долга. По состоянию на 01.08.2017 остаток средств бюджета (включая депозиты) превышал объем долга в 1,6 раза (на 10,7 млрд руб.).

Высокий уровень финансовых резервов бюджета позволяет финансировать квартальные дефициты без существенного наращивания долга. На протяжении пяти кварталов подряд (со второго квартала 2016 года по второй квартал 2017-го включительно) региональный бюджет исполняется с кассовым дефицитом,из которого 95% были профинансированы за счет использования финансовых резервов Региона. Размер остатков на счетах бюджета (с учетом депозитов) регулярно превышает расходы предстоящего месяца. 

Ключевые допущения

  • сохранение расходов на социальную сферу с 2017 по 2019 год на уровнях, утвержденных в действующих на 15.09.2017 редакциях соответствующих госпрограмм Региона;
  • ежегодные поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет в размере не менее 52 млрд руб. с 2018 по 2019 год;
  • ежегодный рост поступлений по налогу на имущество организаций минимум на 2 млрд руб. с 2017 по 2019 год;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов бюджета;
  • существенное снижение остатков на счетах бюджета;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ХМАО-Югре впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (22.09.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС),а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ХМАО-Югра принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.

АКРА не оказывало ХМАО-Югре дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.