Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой, незначительными рисками рефинансирования обязательств, сбалансированными бюджетными показателями и существенным объемом накопленной ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает высокая зависимость доходов бюджета от добывающего и металлообрабатывающего секторов экономики.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также топливно-энергетическими ресурсами. Валовой региональный продукт (ВРП) Региона по результатам 2020 года составил 2,7 трлн руб. По оценке Края, по итогам 2021 года ВРП составит порядка 3,1 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные показатели бюджета при умеренной потребности в использовании накопленных средств на капитальные цели в прогнозном периоде. Усредненное [1] значение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов остается на умеренно высоком уровне и за 2019–2023 годы составит 15%. Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края также оценивается на умеренно высоком уровне: усредненное значение этого показателя за аналогичный период составит порядка 16%. Капитальные расходы Края практически на две трети финансируются за счет собственных средств. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Края (без учета субвенций) составит 87%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 3%, при этом потребность бюджета в использовании накопленных средств на капитальные цели в текущем году будет высока из-за дефицитного исполнения бюджета 2022 года и существенного объема дефицита, прогнозируемого на 2023 год.

По итогам одиннадцати месяцев 2022 года доходная часть бюджета Красноярского края сократилась на 3% к аналогичному периоду 2021 года, при этом ННД сократились на 4%. Снижение ННД обусловлено по большей части сокращением поступлений по налогу на прибыль (более чем на 25% к январю–декабрю 2021 года). При этом рост поступлений по НДФЛ (+21%) и налогу на добычу полезных ископаемых (+23%) за одиннадцать месяцев прошлого года, а также существенный доход, полученный от размещения средств бюджета, отчасти компенсировали падение поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений за указанный выше период увеличился на 7% по сравнению с показателем на 01.12.2021. Прирост расходной части бюджета составил более 20%. Тем не менее промежуточный профицит Края превысил 25 млрд руб. АКРА ожидает, что по итогам 2022 года дефицит бюджета будет существенно ниже уровня, запланированного в законе о бюджете.

Закон о бюджете Края на 2023–2025 годы в текущей редакции предполагает исполнение бюджета по итогам 2023 года с существенным дефицитом в 15% от запланированного объема ННД. При этом ожидается, что доходная часть бюджета продолжит сокращаться (снижение к уровню 2022 года составит порядка 5%). Расходная часть бюджета вырастет на 4% к прогнозируемому АКРА показателю расходов за 2022 год. Как и в прошлом году, дефицит по итогам 2023 года будет покрыт по большей части за счет накопленной ранее ликвидности.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Объем доступной ликвидности снизится в связи с финансированием ожидаемых дефицитов бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Края (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем более чем вчетверо покрывали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем средств краевого бюджета (включая средства, размещенные на депозитах) почти в полтора раза превышал размер долга Региона. По состоянию на 01.12.2022 объем накопленных средств увеличился на 16% к уровню на начало года. Большая часть накопленных средств, по мнению АКРА, может быть использована для финансирования дефицитов 2022–2023 годов.

Коэффициент ликвидности бюджета Края на 2023 год (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений), по ожиданиям АКРА, может превысить 100%.

По данным Края, просроченная кредиторская задолженность краевого бюджета на дату проведения анализа отсутствовала. Красноярский край размещает депозиты, что позволяет ему получать процентные доходы. В 2022 году кредит Управления Федерального казначейства не привлекался, однако договор был заключен. По состоянию на 01.01.2023 открытые кредитные линии отсутствуют.

Незначительные риски рефинансирования долга при низкой долговой нагрузке. На 01.01.2022 долг Края составлял 63,3 млрд руб., что на 18% меньше, чем по итогам 2020 года. Большую часть долгового портфеля формировали облигации (67%), на бюджетные кредиты приходилось порядка 33%, а менее 1% — на гарантии Края.

По предварительным данным, объем долга Края на 01.01.2023 составлял 50,6 млрд руб. Объем долга изменился за счет погашения облигаций и привлечения бюджетных кредитов. Доля облигаций в долговом портфеле Региона сократилась до 57%, а доля бюджетных кредитов выросла до 43%. Прочие долговые обязательства продолжают формировать менее 1% задолженности. По текущему графику погашения долга наибольший объем погашений приходится на 2023 год, когда Краю необходимо погасить или рефинансировать 30% долга, в 2024 году погашению подлежит 27% долга. При этом большую часть погашения в среднесрочной перспективе формируют облигации Края. АКРА отмечает, что объем погашения на ближайшие годы полностью покрывается объемом остатков на счетах Региона.

АКРА ожидает, что по итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Края могло составить 15%, что соответствует наивысшей оценке по методологии АКРА. По прогнозу Агентства, этот показатель составит 13% по итогам 2023 года.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Края составляет порядка 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Край участвует в программе привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов. Существует вероятность предоставления таких кредитов в размере до 89 млрд руб. Сроки выделения средств неизвестны, однако такой объем средств может изменить уровень долговой нагрузки Края в долгосрочной перспективе. Смягчающими факторами будут являться длительный срок погашения и низкая процентная ставка по таким кредитам.

Высокие показатели развития экономики, в значительной мере зависящей от металлургического сектора. По расчетам АКРА, в 2021 году порядка 40% налоговых поступлений в бюджет Края были обеспечены металлургическим сектором и добычей руд цветных металлов. По итогам 2021 года шесть из десяти наиболее крупных по выручке предприятий Региона относились к металлургическому сектору. Это обусловило получение в 2021 году сверхдоходов в ряде добывающих и обрабатывающих отраслей. В этих секторах работают крупнейшие компании Края: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «РУСАЛ Красноярск» и др.

Усредненный за 2017–2020 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 145%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы превышало 350%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 4,5%.

Ключевые допущения

  • исполнение расходной части бюджета по итогам 2022 года в соответствии с внутригодовым темпом прироста расходов;

  • исполнение доходной и расходной частей бюджета по итогам 2023 года в пределах параметров, установленных текущей версией закона о бюджете Края;

  • использование накопленной ликвидности для финансирования ожидаемых дефицитов бюджета за 2022–2023 годы.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в использовании накопленных средств;

  • устойчивое снижение уровня концентрации налоговых доходов на металлургическом секторе.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета на фоне сокращения его доходной части;

  • существенное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов;

  • необходимость в привлечении существенной величины краткосрочного долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.