АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Чешской Республики (далее — Чехия, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AA и в национальной валюте — AA;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно высокий уровень благосостояния.

  • Умеренный уровень госдолга при довольно развитом внутреннем рынке.

  • Взвешенная монетарная политика.

  • Сильная внешняя позиция.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Небольшой размер и открытость экономики страны.

  • Низкий уровень диверсификации промышленного сектора.

  • Высокая зависимость от ключевого торгового партнера.

  • Высокая энергетическая зависимость.

Обоснование кредитного рейтинга

В 2022 году экономика Чешской Республики серьезно пострадала от повышения цен на энергоносители. После окончания периода продолжительных локдаунов и дефицита поставок полупроводников темпы экономического роста оказались одними из самых низких среди стран ЕС (1,5% г/г в 3 квартале 2022 года). Поскольку экономика страны ориентирована на экспорт, замедление темпов роста в ЕС в этом году окажет негативное влияние на рост национальной экономики. Чешский национальный банк (ЧНБ) активно использовал свои резервы для поддержания национальной валюты и покрытия возросшего импорта. В прошлом году объем резервов, выраженный в долларах США, сократился на 18,5%, но их уровень оставался довольно высоким (9,3 месяца импорта в 3 квартале 2022 года). ЧНБ был одним из первых центральных банков, начавших цикл повышения процентных ставок. Благодаря этому и другим факторам удалось понизить инфляцию с ее пиковых значений. Бюджетная позиция в некоторой степени ухудшилась. Ожидается, что в ближайшие годы дефицит консолидированного бюджета сохранится в отличие от периода профицита, наблюдавшегося до кризиса, связанного с COVID-19, при этом согласно прогнозам, долг будет расти. В то же время наличие емкого внутреннего рынка позволяет финансировать потребности бюджета за счет выпуска облигаций в национальной валюте, а уровень государственного долга (44,2% ВВП, по оценке АКРА на 2024 год) будет по-прежнему ниже порогового значения, предусмотренного Пактом стабильности и роста (60% ВВП). По мнению АКРА, президентские выборы, которые пройдут в январе текущего года, не окажут существенного влияния на экономическую политику страны. Таким образом, наличие внешнего буфера и фискального пространства в сочетании с сильной институциональной структурой поддерживают рейтинг на уровне АА со «Стабильным» прогнозом. Ключевыми рейтинговыми рисками являются темпы бюджетной консолидации, будущая динамика резервов, перспективы роста и ценовая динамика.

Макроэкономика

В 2022 году экономический рост Чешской Республики превысил ожидаемые показатели, но остается слабым по сравнению с другими странами ЕС. АКРА ожидает, что темп роста в прошлом году составит 2,5% по сравнению с 1,2% годом ранее. В прошлом году рост был поддержан главным образом сильными результатами первых двух кварталов, обусловленными уровнем потребления населения и инвестициями. В 2023 году АКРА ожидает, что темп роста снизится на -0,1% и восстановится до 3,3% в следующем году. Снижение покупательной способности населения вследствие инфляции и ослабление внешнего спроса станут ключевыми факторами, влияющими на экономику в текущем году.

Высокие цены на энергоносители будут по-прежнему оказывать давление на экономический рост. Экономика страны сильно зависит от импорта российских энергоносителей. 100% от общего объема импорта газа и 50% импорта нефти приходится на Россию. В связи с этим, а также ввиду того, что страна не имеет выхода к морю, Чешская Республика, наряду с Венгрией и Словакией, была исключена из эмбарго ЕС на импорт российской нефти. По официальным оценкам, недавние меры по диверсификации поставок газа в страну с использованием голландского терминала СПГ помогут ей заместить около трети импорта российского газа.

Чехия продолжит получать гранты ЕС в ближайшие годы. Общий объем доступного финансирования составляет около 30 млрд евро. В период с 2013 по 2020 год страна получила гранты ЕС в объеме, превышающем 25 млрд евро. Согласно официальным оценкам, совокупный эффект грантов ЕС с момента вступления Чехии в Евросоюз в 2004 году по 2024 год оценивается на уровне 45% реального ВВП в 2020 году.

В долгосрочной перспективе рост ВВП Чехии будет ограничен в первую очередь из-за высокой концентрации на автопроме, на который приходится 10,0% производства и 23,3% совокупного экспорта. Это делает страну подверженной рискам, связанным с отдельной отраслью, рискам обострения напряженности в международной торговле, а также экологическим рискам. Кроме того, автопроизводители чувствительны к происходящим в индустрии глобальным изменениям, связанным с ростом популярности электромобилей, беспилотных автомобилей и каршеринга. Снижению этих рисков могут способствовать относительно высокие расходы на НИОКР (порядка 2,0% ВВП в 2020 году) и существенный объем инвестиций (26,0% ВВП) в 2021 году.

Инфляция начала снижаться со своего пикового значения в 18,0% г/г в сентябре 2022 года до 15,8% г/г в декабре 2022 года. В среднем за прошлый год цены выросли на 15,1%, что соответствует оценке АКРА (ближе к 15%). АКРА ожидает среднюю инфляцию в текущем году на уровне 9,0%, а в 2024-м —3,0%.

Государственные финансы

В 2022 году бюджет центрального правительства был исполнен с высокими показателями. Доходы увеличились на 9,2% по сравнению с 2021 годом, в то время как расходы выросли на 4,1%. Потребности в финансировании были покрыты за счет выпуска облигаций на внутреннем рынке.

Консолидация бюджета откладывается ввиду необходимости поддержки экономики. В 2023 и 2024 годах, по официальным оценкам, плановый дефицит бюджета составляет более 4% ВВП, а размер государственного долга планируется на уровне 46,7% ВВП в 2025 году. По оценкам АКРА, дефицит бюджета в текущем году составит 4,5% ВВП, а в 2024 году — 3,5%. Ожидается, что уровень долга вырастет до 44,3% ВВП в 2024 году (30% ВВП до начала пандемии в 2019 году).

Расходы консолидированного правительства увеличатся в этом году на 9,0% (276 млрд чешских крон) в основном за счет увеличения социальных выплат на 100 млрд чешских крон (дополнительная индексация пенсий, поддержка семьи, пособия по безработице) и компенсаций сотрудникам на 45 млрд чешских крон (из-за дополнительных бонусов и сдержанной индексации заработных плат). Рост процентных ставок вызовет увеличение процентных расходов до 73 млрд чешских крон в текущем году (46 млрд чешских крон в 2021 году), в результате чего доступность долга снизится, а соотношение процентных платежей и бюджетных доходов увеличится с 1,8% в 2021 году до 2,5% в 2023 году. Правительство планирует покрыть возросшие потребности главным образом за счет временного повышения налогов на сверхприбыли коммунальных предприятий и банков. Таким образом, рост долга будет умеренным. Официальные лица считают, что данное увеличение расходов будет носить временный характер и должно постепенно снижаться. Предпринятые ранее меры по консолидации бюджета поддерживают эту позицию, ограничивая фискальные риски.

Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов в связи со старением населения, а именно расходов на выплату пенсий, здравоохранение, уход за пожилыми людьми и образование. Согласно EU 2021 Aging Report, такие расходы увеличатся на 6,1 п. п. и достигнут 24,7% ВВП в 2070 году против 18,6% ВВП в настоящее время. По росту указанных расходов Чехия занимает третье место среди сопоставимых стран после Словакии и Словении. Правительство заявило о своем намерении подготовить всеобъемлющую пенсионную реформу, которая будет анонсирована в этом году. Реформа направлена на снижение дефицита пенсионной системы и фискальной нагрузки.

Внешняя позиция

В 2022 году внешняя позиция Чешской Республики испытала наиболее значительное давление по сравнению с другими секторами экономики. С января по ноябрь 2022 года из-за ухудшения условий торговли объем импорта товаров, выраженный в долларах США, увеличился на 5,0% (в евро на 24,5%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, в то время как экспорт товаров увеличился на 10% (18,6%). Основным фактором, определяющим динамику импорта, являлись цены на энергоносители. Дефицит основного счета также продолжал увеличиваться. В результате дефицит текущего счета в 2022 году оценивается в -5,5% ВВП по сравнению с -0,8% ВВП в 2021 году. Для покрытия значительных потребностей в иностранной валюте ЧНБ использовал свои резервы, которые сократились в долларовом выражении на 18,5% (на 13,5% в евро). В течение первых трех кварталов 2022 года ЧНБ также увеличил свой внешний долг на 6,8 млрд евро; что может быть связано с управлением ликвидностью (сделки РЕПО). В этом году АКРА ожидает, что дефицит текущего счета составит 5,0% ВВП.

Институциональная система

Институциональная среда в Чехии оценивается как устойчивая и является наиболее развитой среди стран ЦВЕ. Почти все индикаторы оценки государственного управления Чехии находятся на исторически высоком уровне, при этом некоторые из них несколько улучшились в последние годы. По мнению АКРА, президентские выборы в январе 2023 года не окажут существенного влияния на экономическую политику страны.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Чехии определен на уровне AA-. Один из модификаторов в модифицирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. Им является следующий модификатор, определенный Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • фискальная политика и бюджетная гибкость.

С учетом указанного выше модификатора Индикативный кредитный рейтинг Чехии повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне AA. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне AA.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • превышение ожидаемых темпов роста экономики;

  • улучшение бюджетной позиции в ближайшие годы;

  • сокращение расходов, связанных со старением населения, и сглаживание проблем экономической конкурентоспособности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • ухудшение фискальной позиции;

  • продолжительное негативное влияние высоких цен на энергоносители;

  • дальнейшее сокращение внешних буферов;

  • более низкие темпы роста экономики, чем ожидается.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Чешской Республики были опубликованы АКРА 29.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Чешской Республики не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Чешской Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.