Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, положительным объемом баланса текущих операций и снижающейся потребностью бюджета в привлечении дополнительного финансирования на фоне ожидаемого по итогам 2023 года сокращения капитальных расходов. Поддержку рейтингу оказывают возросший в 2022 году объем доступной ликвидности и умеренные риски рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе, а сдерживают его уровень — существенная зависимость Города от вышестоящего бюджета и вероятность роста краткосрочной части долга.

«Позитивный» прогноз остается без изменений, поскольку АКРА ожидает рост собственных доходов Нижнего Новгорода (без учета субвенций). По прогнозам администрации Города, в 2023 году объем капитальных трансфертов снизится относительно прошлогоднего показателя, что приведет к уменьшению доли совокупных трансфертов в общем объеме доходов. Сокращение капитальных трансфертов повлечет за собой снижение доли капитальных расходов, однако это не окажет влияния на уровень кредитного рейтинга.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокая операционная эффективность бюджета на фоне ожидаемого роста доли собственных доходов. Усредненная1 доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в 2019–2023 годах составит порядка 57% (без учета субвенций). При этом прогнозное значение данного показателя по итогам 2023 года может превысить 71%, что заметно выше фактического результата за 2022 год (порядка 40%). В случае реализации утвержденных бюджетных назначений, предполагающих существенное снижение объема капитальных трансфертов, АКРА ожидает рост доли собственных доходов Нижнего Новгорода, что может позитивно отразиться на оценках бюджетного профиля.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненное соотношение капитальных расходов и совокупных расходов (без учета субвенций) за 2019–2023 годы будет равно 52%, что соответствует наивысшему уровню по методологии Агентства. По итогам 2022 года данный показатель составил 67% в связи с двукратным увеличением объема капитальных расходов (за счет трансфертов) по сравнению с 2021 годом. Согласно прогнозам Города, в текущем году капитальные расходы вернутся к уровням 2021 года, а показатель гибкости бюджетных расходов может составить порядка 45%. Несмотря на ожидаемое снижение капитальных расходов, оценка показателя гибкости (с учетом усреднения по методологии АКРА) будет соответствовать наивысшему уровню.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2019–2023 годах составит 12%. При этом в течение всего этого периода баланс текущих операций будет положительным, что свидетельствует о полном покрытии текущих расходов Города его текущими доходами.

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за 2019–2023 годы составит немногим более -5%. Это говорит об умеренной потребности бюджета Города в использовании накопленных средств или в привлечении заемного финансирования на капитальные цели.

По итогам 2022 года доходная часть бюджета Нижнего Новгорода увеличилась на 51% к показателю за 2021 год, что в основном было обеспечено за счет роста объема безвозмездных поступлений на 76% (при этом капитальные трансферты возросли более чем в два с половиной раза). Прирост ННД за указанный период составил 16% во многом благодаря увеличению поступлений по НДФЛ на 18%. Расходная часть бюджета по итогам 2022 года выросла на 53%, а капитальные расходы — более чем вдвое. Дефицит бюджета на конец прошлого года составил порядка 7% ННД и был профинансирован в основном за счет заемных средств.

Как следует из актуальной версии решения о бюджете Города, в 2023 году доходы сократятся примерно на треть по сравнению с прошлогодним уровнем. Основная причина этого — возможное снижение объема безвозмездных поступлений почти в два раза из-за уменьшения капитальных трансфертов. Расходная часть бюджета сократится немногим более чем на четверть на фоне снижения капитальных расходов. Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 10% ННД, а основным источником его финансирования будут заемные средства.

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Города увеличился на 14% в годовом сопоставлении и составил 15,1 млрд руб. Долговой портфель на 87% представлен бюджетными кредитами, а оставшаяся часть приходится на банковские кредиты. Значительное увеличение в 2022 году доли бюджетных кредитов обусловлено тем, что на рефинансирование коммерческой задолженности Городу было предоставлено 7,7 млрд руб., что снизило риски рефинансирования. По состоянию на 01.01.2023 большая часть долга (65%) подлежит погашению в 2026–2027 годах, а в период с 2023 по 2025 год Городу необходимо будет погашать не более 21% долга ежегодно (при этом в текущем году предстоит погасить или рефинансировать лишь 2,1 млрд руб., или 14% совокупного долга). По мнению Агентства, такой график погашения характеризуется умеренными рисками рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе.

Соотношение долга и текущих доходов Города по итогам 2022 года составило 41%. АКРА полагает, что на конец 2023 года долговая нагрузка может увеличиться до 44% (или 76% ННД). Значительная разница в показателях обусловлена существенными доходами в виде трансфертов, традиционно характерных для бюджетов муниципальных образований.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов Города (без учета объема субвенций) составит 1,5%.

Соотношение долга Города и валового городского продукта (ВГП) не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Для Нижнего Новгорода характерна практика заключения лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка.

Умеренный уровень ликвидности бюджета. По итогам 2022 года объем остатков средств на счетах Города вырос на 42% к показателю за 2021 год, что покрывает примерно половину долга, погашаемого в текущем году. Однако среднемесячные остатки на счетах не позволяют покрыть значительный объем ежемесячных расходов, что характерно для муниципальных образований. Для пополнения остатков на счетах Город привлекает кредит Управления Федерального казначейства и использует средства муниципальных организаций. Город располагает некоторым объемом невыбранных кредитных лимитов, не превышающих (или немногим превышающих) по срокам 365 дней.

Коэффициент ликвидности городского бюджета на конец 2023 года (без учета средств муниципальных организаций) превысит 25%.

По данным администрации Города, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2023 отсутствовала.

Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО. Средняя номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в Городе в четыре раза превышает прожиточный минимум Нижегородской области. Рассчитываемая по методологии МОТ безработица в Нижегородской области находится на низком уровне, а официально зарегистрированный уровень безработицы в Городе примерно соответствует областному показателю.

ВГП Города не рассчитывается, однако в разные годы, по оценкам АКРА, в Нижнем Новгороде могло формироваться от 40 до 60% объема отгруженных товаров собственного производства Нижегородской области. ВРП Нижегородской области ежегодно составляет порядка 77–78% среднестранового уровня.

По данным администрации Города, в 2022 году обрабатывающие производства сформировали порядка 45% объема отгруженной продукции, из которых около половины, по оценкам АКРА, приходится на автотранспортные средства. Транспортировка и хранение сформировали около 13% объема отгрузки.

Ключевые допущения

  • стабильность бюджетной политики Нижегородской области с точки зрения распределения поступлений от НДФЛ и части налогов на совокупный доход;

  • исполнение бюджета в 2023 году в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями;

  • отказ от практики использования краткосрочного долга в больших объемах;

  • рост доли ННД в доходах бюджета после завершения значимых инфраструктурных проектов;

  • постепенное уменьшение потребности бюджета в использовании заемных средств для финансирования капитальных расходов в прогнозном периоде с 2023 по 2025 год.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли собственных доходов Города;

  • сохранение доли долга, подлежащего погашению в текущем или следующем году, на уровне ниже 20% совокупного долга при умеренно низкой долговой нагрузке.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • реализация рисков рефинансирования в краткосрочной перспективе;

  • изменение областного законодательства в отношении распределения поступлений от НДФЛ и части налогов на совокупный доход в пользу Нижегородской области;

  • значительное снижение объема баланса текущих операций;

  • рост потребности бюджета в привлечении заемного финансирования на капитальные цели;

  • существенное увеличение долговой нагрузки на бюджет наряду с ростом доли краткосрочного долга до уровня выше 20% совокупного объема долга.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.