Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительным объемом баланса текущих операций. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса, сократившийся по итогам года объем доступной ликвидности и возрастающая потребность в использовании заемного финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета по итогам текущего года.

Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ). По оценке Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2022 года составил 1 275 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Объем доступной ликвидности значительно сократился по итогам 2022 года. С начала 2022 года для Области была характерна ситуация, при которой остатки на счетах в среднем в два с половиной раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Однако в связи с финансированием существенной части дефицита объем накопленных средств сократился практически в четыре раза. На начало 2023 года объем остатков был эквивалентен третьей части объема совокупного долга Региона. Согласно актуальной версии закона о бюджете, накопленные средства практически в полном объеме предполагается использовать для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит 41% по итогам 2023 года.

Как следует из данных на 01.10.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. В 2022 году у Региона не было необходимости привлекать краткосрочный бюджетный кредит от Управления Федерального казначейства, однако в 2023 году такая необходимость может возникнуть.

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в привлечении заемного финансирования. Усредненное1соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 13%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года, по мнению АКРА, также сохранится положительным.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 21%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы в среднем более чем на две трети финансируются Областью за свой счет. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период составит 79%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%, что говорит о росте потребности в финансировании капитальных расходов за счет заемных средств на фоне снижения объема накопленной ликвидности.

Область закончила 2022 год с существенным дефицитом бюджета в размере 29% ННД, что потребовало использования большей части накопленной ранее ликвидности и привело к росту объема долга. Доходная часть бюджета Региона за минувший год сократилась на 13% относительно показателей по итогам 2021 года, при этом ННД снизились на 18%. Сокращение объема собственных доходов было вызвано по большей части падением поступлений по налогу на прибыль. Чуть менее половины от этого падения удалось компенсировать за счет прироста прочих налогов (поступления по НДФЛ увеличились примерно на 17%, по налогам на товары и услуги — на 25%, увеличение поступлений по налогу за пользование природными ресурсами было практически трехкратным) и роста более чем в два раза доходов от размещения средств бюджета. Расходная часть бюджета Области увеличилась чуть более чем на треть в сравнении с 2021 годом, при этом капитальные расходы возросли в два раза.

Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, ННД в 2023 году могут продолжить снижение, которое составит около 3% к показателю по итогам 2022 года. Ожидаемое снижение будет в основном обусловлено отсутствием в плановых назначениях процентных доходов, составивших 4% ННД в 2022 году. Наряду с этим предусмотрено возможное снижение объема безвозмездных поступлений на 44% к уровню минувшего года, что в совокупности с сокращением объема собственных доходов приведет к снижению совокупных доходов бюджета на 13% относительно фактического исполнения за предыдущий год. Предполагается, что расходная часть бюджета сократится на 16% к 2022 году, преимущественно ввиду сокращения на треть объема капитальных расходов. В совокупности вышеописанные факторы могут привести к формированию дефицита в размере 21% ННД, который примерно наполовину будет профинансирован остатками на счетах Региона, недостающую часть средств планируется привлечь в виде долга.

АКРА исходит из предположения, что в течение 2023 года доходная часть бюджета Области может продемонстрировать прирост, близкий к уровню ожидаемой инфляции. При этом расходная часть бюджета сократится несущественно к показателю прошлого года. Агентство полагает, что дефицит бюджета окажется чуть меньше запланированного Областью уровня, а для его финансирования Региону придется использовать весь объем сохранившейся ликвидности и привлекать заемные средства.

Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2023 долг Белгородской области составлял 31,1 млрд руб., что на 22% больше показателя по итогам 2021 года. Рост долга связан с привлечением бюджетных кредитов на рефинансирование коммерческого долга Области и муниципалитетов, а также с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. На начало 2023 года наиболее существенная часть долгового портфеля (56%) приходилась на бюджетные кредиты, 41% составляли облигации, а оставшуюся часть — государственные гарантии. График погашения долга сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 38% долга, а в течение 2023 года погашению подлежат 5,6 млрд руб. (18% совокупного долга Региона).

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 24%. По оценкам АКРА, указанное соотношение по итогам 2023 года может возрасти до 29%, что по-прежнему соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Рост долговой нагрузки преимущественно связан с ожидаемым ростом абсолютной величины долга на фоне финансирования прогнозного дефицита в 2023 году.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1,0% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга и ВРП Области составляет менее 3%.

Умеренные показатели развития экономики при существенной концентрации на металлургическом комплексе. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, превысила 47% в 2018–2021 годах. По итогам одиннадцати месяцев 2022 года поступления от этих двух отраслей сформировали порядка 37% налоговых поступлений Области, что является следствием изменения внешних условий. Крупнейшим по выручке предприятием Региона является Лебединский горно-обогатительный комбинат (входит в АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 99% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2018–2021 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области превысило 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2021 год не превышала 5%, а по итогам 2021 года ее уровень составил 4,2%.

Ключевые допущения

  • постепенное снижение налоговых поступлений в бюджет от металлургического сектора экономики;

  • рост доходной части бюджета на уровне ожидаемой по итогам 2023 года инфляции;

  • сохранение объема расходной части по итогам года на уровне 2022 года;

  • сокращение капитальных расходов бюджета относительно прошлогоднего уровня;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности и привлечения заемных средств;

  • сохранение низкой долговой нагрузки в течение 2023 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное увеличение объема текущих доходов относительно значений по итогам 2022 года;

  •  существенное увеличение объема остатков на счетах Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение операционной эффективности бюджета, вызванное недополучением доходов или значительным ростом расходов;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • существенное увеличение доли краткосрочного долга Области;

  • значительное сокращение объема доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.