Изменение прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) на «Позитивный» обусловлено существенным ростом уровня ликвидности бюджета и изменением графика погашения долга, что исключает в текущем году и минимизирует в следующем году риски рефинансирования долга.

Кредитный рейтинг Области обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, а также умеренно низкой долговой нагрузкой.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. По оценке Области, на 01.01.2023 на ее территории проживало 582,6 тыс. чел. (порядка 0,4% населения РФ), а ее валовой региональный продукт (ВРП) за 2022 год составил 327,2 млрд руб. (в 2020 году он сформировал 0,3% суммарного российского ВРП). По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансирования долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2022 года составило 33%, а на конец 2023 года может составить 44%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню риска. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Области составит порядка 6%.

По состоянию на 01.01.2023 благодаря реструктуризации коммерческого долга весь долг Региона был представлен только бюджетными кредитами. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019–2023 годах составит менее 1%.

В 2022 году Область привлекла долгосрочные бюджетные кредиты на финансирование инфраструктурных кредитов и погашение обязательств по коммерческому долгу, подлежащих выплате в 2022 году. Данные меры позволили снизить риски рефинансирования долга. По состоянию на 01.01.2023 доля долга, подлежащая погашению в текущем году, составляла 3%, в 2024 году — также 3%. Пик выплат приходится на 2025–2028 годы (по 19% текущего объема долга).

1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2023 в два раза превышали среднемесячные расходы областного бюджета за 2022 год, а также значительно превышали объем долга, подлежащий погашению в течение 2023–2025 годов. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2023 году может превысить 300%.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит 70%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 14%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 2,6%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих и части капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2019–2023 годах составят 20% совокупных расходов бюджета, в среднем наполовину они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

В 2022 году профицит составил 5 млрд руб. (11% ННД) благодаря росту поступлений по налогу на прибыль и некоторым другим налоговым и неналоговым доходам (в меньшей степени). Безвозмездные поступления в прошлом году снизились на 6%.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом 7% ННД, который планируется профинансировать как за счет средств, накопленных на счетах в предыдущие годы, так и за счет привлечения долга. Предполагается снижение практически по всем видам доходов при почти неизменных расходах.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 4 до 15% его налоговых доходов за 2016–2020 годы. В 2021 году на предприятия химической промышленности пришлось более 30% всех налоговых доходов Области, а по итогам 2022 года доля отрасли возрастет еще больше. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. ВРП Региона на душу населения в 2020 году составил 74% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2021 году превысила региональный прожиточный минимум более чем втрое. Уровень безработицы в Регионе снизился с 5,8% в 2020 году до 4,1% в 2021-м, что ниже среднего для России уровня.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение достигнутого уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • рост социально-экономических показателей Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;

  • рост долговой нагрузки более 50% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.