Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при отсутствии рисков рефинансирования обязательств, а также положительной операционной эффективностью бюджета. Поддержку рейтингу оказывает высокая степень самодостаточности бюджета наряду с большой долей капитальных расходов, финансируемых Областью самостоятельно.

Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,6 млн человек без учета населения автономных округов. По оценке Области, по итогам 2022 года ее валовой региональный продукт (ВРП) мог составить 1 503 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль при сохраняющейся потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1  соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2019–2023 годах превысит 10%. Баланс текущих операций в 2023 году сохранится положительным, однако его величина будет незначительна относительно объема текущих доходов. Возможность финансирования текущих расходов в полном объеме за счет текущих доходов у Области сохранится.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (без учета субвенций) оценивается на высоком уровне — ее усредненное значение за 2019–2023 годы составит 22%. Ежегодно капитальные расходы более чем на 90% финансируются за счет собственных средств, что, по мнению Агентства, может служить дополнительным резервом при сокращении расходов бюджета. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 95%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, в соответствии с параметрами актуальной версии закона о бюджете Области, составит -9%. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на необходимость использования накопленной ликвидности и привлечения дополнительных средств для финансирования капитальных расходов.

По итогам 2022 года доходы бюджета Области сократились на 4% к уровню 2021 года. При этом сокращение ННД составило около 3% в сопоставлении с аналогичным показателем годом ранее. В сокращении ННД ключевую роль сыграло снижение поступлений по налогу на прибыль на 13%, однако прирост поступлений по другим налогам (поступления по НДФЛ увеличились на 13%, по налогам на товары и услуги — на 30%), а также значительное увеличение процентных доходов от размещения средств бюджета более чем вдвое позволили сгладить эффект падения налога на прибыль. Объем безвозмездных поступлений снизился на 17% к 2021 году. Расходная часть бюджета Области продемонстрировала существенный рост на 31% к показателю предыдущего года, при этом значительно (+80%) увеличились капитальные расходы, в том числе возросли в два с половиной раза трансферты капитального характера нижестоящим бюджетам. Текущие расходы показали более умеренный рост (+20%) к уровню 2021 года. По итогам 2022 года сформировался существенный дефицит бюджета в размере 24% ННД, большую часть которого Регион профинансировал за счет накопленной ранее ликвидности.

Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, доходы в 2023 году могут продолжить снижение, которое по итогам года составит порядка 17%. ННД, как и поступления по налогу на прибыль, могут сократиться на 16% к показателю 2022 года. Объем безвозмездных поступлений, согласно утвержденным бюджетным назначениям, снизится примерно на треть. Ожидается, что расходная часть бюджета вернется к объемам, сопоставимым с показателем по итогам 2021 года, что на 20% меньше, чем в минувшем 2022 году. При этом капитальные расходы сократятся приблизительно вдвое. Ожидаемый дефицит бюджета по итогам 2023 года составит 19% ННД, а на его финансирование Область планирует привлекать коммерческие заимствования, лишь на одну пятую дефицит будет профинансирован за счет остатков на счетах.

Низкий уровень долговой нагрузки при отсутствующих рисках рефинансирования обязательств. На начало 2023 года долг Региона составлял 6,3 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами и гарантиями (82 и 18% соответственно). Объем долга по итогам 2022 года увеличился шестикратно, по большей части из-за привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, который позволил частично профинансировать капитальные расходы. График погашения долга по состоянию на начало года не подразумевает существенного погашения в ближайшие годы. В ближайшие пять лет Области необходимо погасить 42% долга, при этом в текущем году погашать обязательства не потребуется. Риски рефинансирования обязательств на начало текущего года практически отсутствовали по причине малой величины долга и значительного объема остатков на счетах Области.

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составляло 3%. По итогам 2023 года данный показатель, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете, может вырасти до 18% в связи с финансированием прогнозного объема дефицита, при этом долговая нагрузка сохранится на низком уровне (по методологии Агентства).

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Области составит менее 1%.

Объем накопленной ликвидности существенно сократился по итогам года. По результатам 2022 года объем остатков на счетах Области существенно сократился ввиду финансирования сформировавшегося дефицита бюджета. В то же время объем оставшейся ликвидности все еще велик и практически в шесть раз превышает совокупный объем долга Региона. Согласно актуальной версии закона о бюджете, лишь небольшая часть накопленной ликвидности будет использована для финансирования прогнозируемого по итогам 2023 года объема дефицита. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит порядка 114% по итогам 2023 года.

Область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Долговая нагрузка муниципальных образований несущественна.

Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2017–2020 годах усредненное значение данного показателя в 1,2 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

Отношение усредненной за 2018–2021 годы заработной платы к усредненному за аналогичный период региональному прожиточному минимуму превысило 3,5. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы (по методологии МОТ) составил 4,5%, при этом за 2021 год безработица в Регионе снизилась с 4,8 до 4,4%.

Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. По расчетам АКРА, отрасль производства нефтепродуктов обеспечила наибольшую усредненную за последние четыре года долю налоговых поступлений — 25%. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.

Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2025 и предполагающий возможность продления. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в соответствии с параметрами, утвержденными актуальной версией закона о бюджете;

  • финансирование ожидаемого дефицита за счет привлечения коммерческих заимствований;

  • рост долговой нагрузки в 2023 году до 18% текущих доходов;

  • сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее значительное сокращение ликвидности;

  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов с одновременным повышением риска рефинансирования;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.