Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств и сильным бюджетным профилем с высоким уровнем операционной эффективности и незначительной потребностью в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов. Дополнительную поддержку рейтингу Республики оказывают высокие показатели развития региональной экономики.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 4 млн человек. По оценкам Республики, в 2022 году объем ее валового регионального продукта (ВРП) составил 3 689 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль с незначительной потребностью в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 33%. По ожиданиям АКРА, баланс текущих операций по итогам 2023 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов и соответствует максимальной оценке операционной эффективности бюджета (по методологии Агентства).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы превысит 43%, что, согласно методологии АКРА, соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 82%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако для этих целей ей также может потребоваться частичное использование накопленных ранее средств.
По итогам 2022 года доходная часть бюджета Республики увеличилась на 27% к уровню 2021 года, при этом ННД Региона увеличились более чем на 30%. Основу прироста ННД по большей части сформировало увеличение поступлений по налогу на прибыль на 39% к показателю предыдущего года благодаря возросшим поступлениям от компаний, занятых в сфере добычи и переработки нефти. Существенный рост к уровню 2021 года также показали поступления по НДФЛ, по налогам на товары и услуги и по налогам на имущество, а доходы от размещения средств бюджета в 2022 году увеличились практически в четыре раза. Расходная часть бюджета Республики также продемонстрировала существенный прирост на 35% год к году, в том числе текущие расходы возросли на 12%, а капитальные увеличились более чем в полтора раза. По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 3% ННД и был полностью покрыт за счет привлеченных инфраструктурных кредитов.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики, в 2023 году предусматривается снижение ННД на 23% к уровню прошлого года в основном из-за ожидаемого сокращения объема поступлений по налогу на прибыль на 38% к фактическому исполнению за 2022 год. Объем безвозмездных поступлений может сократиться на 28%, в результате чего доходная часть бюджета Региона снизится на 24% к уровню 2022 года. Ожидается, что расходная часть бюджета уменьшится на 20%, в том числе капитальные расходы планируется сократить практически вдвое к прошлогоднему уровню, однако текущие расходы увеличатся примерно на 15%. Ожидаемый дефицит в 10% ННД планируется профинансировать за счет накопленной ликвидности.
Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. По итогам 2022 года объем долга Республики Татарстан вырос на 7% к уровню 2021 года и составил 103,5 млрд руб. Прирост долга сформировался из-за привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, направленных на финансирование части возросших капитальных расходов Региона, которые способствовали формированию дефицита бюджета прошлого года. В то же время объем гарантий, выданных Республикой, сократился, что по большей части обусловлено изменением подхода к учету остаточной величины этого вида обязательств. По состоянию на 01.01.2023 долговой портфель Региона на 95% состоял из бюджетных кредитов, еще порядка 5% формировали государственные гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. График погашения долга плавный, а риски рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе отсутствуют, что обуславливается некоммерческим характером долга. В ближайшие два года погашению подлежит порядка 1% долга, при этом в 2023 году погашается только 87 млн руб. бюджетных кредитов.
На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 26%. По итогам 2023 года данный показатель, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете Республики, может вырасти до 37% в связи с ожидаемым снижением объема текущих доходов. При этом долговая нагрузка будет соответствовать умеренно низкому уровню (по методологии Агентства).
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 0,1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Республики составит 3%.
Объем накопленной ликвидности сопоставим с уровнем предыдущего года. С начала 2022 года остатки на счетах бюджета Республики в среднем в полтора раза превышали объем ее ежемесячных расходов. По состоянию на 01.01.2023 объем накопленной ликвидности на 14% превышал показатель на начало года. Существенная часть накопленных средств может быть использована для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Республики (по методологии АКРА) составит 113% по итогам 2023 года.
В среднесрочной перспективе, по оценкам Агентства, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.
Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Между Республикой и Управлением Федерального казначейства заключен договор, обеспечивающий возможность предоставления краткосрочных бюджетных кредитов в 2023 году.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2018 по 2021 год максимальную долю (порядка 23%) налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 12% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, а совокупность обрабатывающих отраслей сформировала около 22% налоговых поступлений Региона.
Усредненный за 2017–2020 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 108%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2018–2021 годах превышало 350%. Усредненный показатель безработицы за 2018–2021 годы, рассчитываемой по методологии МОТ, находится на низком уровне в 3,0%. Уровень безработицы в 2021 году составил 2,6%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Республики по итогам 2023 года в соответствии с параметрами, заложенными в актуальной версии закона о бюджете;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;
-
отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования для покрытия текущих расходов;
-
отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;
-
необходимость исполнения гарантийных обязательств перед Минфином России;
-
исполнение бюджета по итогам 2022 года с дефицитом, превышающим объем доступной ликвидности.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.