Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой при существенных рисках рефинансирования обязательств и низкой потребностью бюджета в привлечении заемного финансирования на капитальные цели. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают низкая операционная эффективность бюджета, его значительная зависимость от перечислений из вышестоящего бюджета, а также низкий уровень ликвидности.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Численность населения составляет порядка 220 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль при низкой потребности в привлечении заемного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит -0,5%. Однако, как следует из актуальной версии решения о бюджете Города, по итогам 2023 года данный показатель должен быть положительным, что говорит о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 15%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что не позволит сократить их в случае необходимости.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) составит 63%. Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -2%. АКРА оценивает потребность в привлечении заемного финансирования на капитальные цели как низкую, поскольку большая часть капитальных расходов исторически финансируется из вышестоящего бюджета Иркутской области.
По итогам 2022 года доходная часть бюджета Города выросла на 13%, а ННД — лишь на 4%. Росту ННД способствовало увеличение поступлений по НДФЛ — ключевому для Города налогу — на 13% к уровню 2021 года. В то же время безвозмездные поступления выросли на 17% в годовом сопоставлении в основном за счет наращивания объема текущих трансфертов. Расходная часть бюджета Братска в 2022 году выросла на 14%, в том числе капитальные расходы практически удвоились. Дефицит бюджета по итогам 2022-го составил 8% ННД: примерно 40% бюджетного дефицита было профинансировано за счет остатков на счетах Города, а оставшаяся часть — за счет заемных средств.
Согласно актуальной версии решения о городском бюджете, в 2023 году предусмотрено снижение доходной части на 14% к показателю 2022 года, при этом ННД Города вырастут на 5%, а объем безвозмездных поступлений может сократиться на 22%. Ожидается, что расходная часть уменьшится на 15% в сопоставлении год к году преимущественно за счет сокращения текущих расходов на 14%. Ожидаемый дефицит в 2% ННД будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах.
Низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2023 долг Братска составил 1,5 млрд руб., что на 10% превышает показатель на начало 2022 года. Долговой портфель представлен коммерческими и бюджетными кредитами (75 и 25% соответственно). За 2022 год доля банковского долга практически не изменилась. График погашения долга указывает на наличие существенных рисков рефинансирования обязательств, однако эти риски отчасти нивелируются низкой долговой нагрузкой, которая обусловлена существенным объемом текущих доходов Города, на две трети формируемых из текущих трансфертов. По состоянию на начало года в период с 2023 по 2024 год погашению подлежало 90% общего объема долга. В 2023 году погашается 33% обязательств на общую сумму 501 млн руб., при этом 95% обязательств приходится на банковские кредиты. По данным Города, в середине января часть банковского долга в размере 190 млн руб. удалось рефинансировать за счет более долгосрочных коммерческих кредитов с погашением в 2025 году.
Относительная долговая нагрузка на городской бюджет низкая. По итогам 2022 года долг Братска составил 15% его текущих доходов, или 46% ННД. В 2023 году при условии исполнения параметров, утвержденных актуальной версией решения о бюджете, долговая нагрузка может незначительно увеличиться (до 17% текущих доходов), при этом соотношение долга и ННД может сократиться до 43%.
Процентные расходы необременительны: за период с 2019 по 2023 год соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов Города (за вычетом субвенций) не превысит 2%.
Валовой городской продукт (ВГП) Братска не рассчитывается в силу отсутствия данных, однако, по мнению Агентства, соотношение долга Города и его ВГП могло бы быть значительно ниже 20%.
Низкий уровень ликвидности бюджета. Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2022 года покрывали порядка 40% его ежемесячных расходов, а по итогам года объем накопленной ликвидности сократился более чем вдвое в связи с финансированием дефицита бюджета. Оставшуюся часть остатков на счетах Город планирует направить на финансирование дефицита текущего года.
Коэффициент ликвидности Братска на конец 2023-го составит 13%, а для покрытия кассовых разрывов Город может использовать короткие кредиты Управления Федерального казначейства. На начало года у Города не было открытых кредитных линий со сроком выборки более года.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции, по оценкам АКРА, наибольшую долю (усредненное за 2019–2022 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 29%). По мнению Агентства, усредненный за 2017–2020 годы скорректированный подушевой ВГП мог бы составить 115% от среднестранового показателя.
Усредненная за 2019–2022 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за 2018–2021 годы составил порядка 4,8%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета по итогам года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;
-
использование остатков на счетах для финансирования дефицита бюджета;
-
сохранение низкого уровня долговой нагрузки;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение операционной эффективности бюджета;
-
привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования;
-
значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
-
рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
-
использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.