АКРА подтвердило следующие рейтинги Киргизской Республики (далее — Киргизия, страна) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — В;
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне В и в национальной валюте — на уровне В.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Умеренный уровень госдолга при низких процентных расходах на его обслуживание, которые были достигнуты за счет высокой доли льготного долга.
-
Проведение реформ в ряде сфер экономики и общественной жизни.
-
Стабильная поддержка международных институтов развития.
-
Относительно низкие доли государственного и квазигосударственного секторов в структуре экономики.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Низкий уровень благосостояния.
-
Сильная зависимость экономики от факторов, сопряженных с внешним сектором, в особенности в части импорта и денежных переводов из-за границы, слабая диверсификация экспорта и промышленности.
-
Низкий уровень покрытия резервами внешнего долга и значительно возросшего импорта.
-
Значительный риск ослабления национальной валюты в кратко- и среднесрочной перспективе, что способно увеличить валютные обязательства страны.
-
Сравнительно невысокая оценка по факторам институционального качества, человеческого капитала.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенные кредитные рейтинги Киргизии на уровне В обусловлены низким уровнем благосостояния, высоким уровнем зависимости от состояния экономик главных торговых партнеров и международных организаций развития, относительно невысокими показателями институционального качества госсектора, а также умеренным уровнем государственного долга, сравнительно благоприятными условиями внешних заимствований и нацеленностью на реформы в экономической политике.
Экономика страны характеризуется высоким уровнем внешней зависимости по каналам торговли, в особенности по импорту (доли России и КНР составляют 34 и 26% соответственно), а также существенным оттоком трудовых ресурсов с рынка труда за рубеж. Последнее может стать источником давления на бюджетный сектор в долгосрочной перспективе по линии пенсионного страхования, а в текущий период является источником рисков для платежного баланса. Переводы из-за границы ежегодно составляли в среднем четверть ВВП в 2019–2022 годах.
Уровень благосостояния населения Киргизии остается достаточно низким — среднедушевой ВВП в текущих ценах составляет около 1,3 тыс. долл. США и практически не растет в течение последних десяти лет.
В 2023–2026 годах АКРА ожидает ежегодный рост экономики Киргизии на уровне 3–4% при потребительской инфляции в 12% в 2023 году и последующее ослабление инфляционных процессов до 6% к 2026 году в отсутствие новых крупных инфляционных шоков в ключевых странах — торговых партнерах.
Невзирая на принятие относительно существенного антикризисного пакета в 2020–2021 годах, Киргизия сумела сохранить пространство для маневра в рамках бюджетного процесса (госдолг вырос до 68% ВВП в 2020 году и стабилизировался на уровне 54% ВВП по оценке АКРА на 2022 год).
АКРА отмечает отсутствие явного бюджетного правила и тенденцию к стабилизации существенной части текущих расходов в пределах 75–80% совокупных расходов, значительную зависимость внутренних инвестиций, а также капитальных статей бюджета от программ поддержки международных организаций. При этом, согласно ожиданиям АКРА, страна сможет удержать госдолг на умеренном уровне в средне- и долгосрочной перспективе благодаря низким процентным платежам и существенному росту доходной части бюджета за счет улучшения администрирования налогообложения, а также роста объемов импортной продукции.
АКРА считает стабильно отрицательное высокое сальдо счета текущих операций страны, преобладание прямых инвестиций в рамках финансового сектора, отрицательный чистый экспорт одними из главных характеристик внешней позиции Киргизии. При этом страна обладает существенным транзитным потенциалом для усиления позиций по экспорту услуг, который может быть реализован по мере ввода в эксплуатацию транспортных коридоров «Север — Юг» и «Китай — Киргизия — Узбекистан».
Внешний госдолг страны, в отличие от внутреннего, находится на достаточно высоком уровне, составляя около половины ВВП, однако значительная доля долговой позиции представляет собой заимствования на льготных условиях с благоприятными условиями выплат. Внутренний госдолг уступает по значимости внешнему — его объем составляет 11% прогнозируемого АКРА на 2022 год ВВП страны; внутренний госдолг практически полностью является долгосрочным.
АКРА отмечает низкий уровень покрытия монетарными резервами как долговых позиций Киргизии, так и объемов импорта. Уровень покрытия резервами внешнего долга страны составлял порядка трети по состоянию на ноябрь 2022 года. Уровень покрытия резервами в 2022 году среднегодового прогнозируемого АКРА на 2023 год импорта товаров и услуг страны составлял менее четырех месяцев, что АКРА расценивает как низкий уровень покрытия.
Агентство отмечает рост объемов проводимых интервенций макрорегулятора на протяжении 2020–2022 годов. Валовые резервы Национального Банка Киргизии снизились с 3 млрд долл. США на конец 2021 года до 2,7 млрд долл. США на январь 2023 года с последующим некоторым приростом. АКРА связывает снижение объемов резервов с увеличением отрицательного торгового баланса, что при продолжении этой тенденции может привести к значительному давлению на курс национальной валюты. В случае реализации этого риска последуют усиление инфляции и рост долговой нагрузки страны.
Стоит также отметить, что на июль 2022 года суммарный объем условных обязательств со стороны госбанков составил около 13% ВВП 2021 года, что АКРА оценивает как незначительный уровень. При этом совокупные позиции по всему банковскому сектору характеризуются возросшим уровнем NPL (12,8% на конец третьего квартала 2022 года), адекватность капитала, несмотря на некоторое снижение в 2021 году, остается достаточной, валютный риск по системе — умеренный.
По мнению АКРА, Киргизия демонстрирует средние показатели индексов качества управления (WGI) и стабильно невысокий уровень человеческого капитала. Данный факт не позволяет улучшать условия для эффективного распределения ресурсов в экономике. В то же время АКРА отмечает определенную нацеленность страны на реформирование ряда сфер экономической и социальной жизни (создание специализированных отраслевых фондов экономического развития, усиление роли автоматизации в фискальной практике, создание государственных бюджетных резервов), что в значительной степени снижает неопределенность в экономике в долгосрочной перспективе и способствует поддержанию ее роста.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Киргизии определен на уровне В+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг Киргизии. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;
-
фискальная политика и бюджетная гибкость;
-
уязвимость платежного баланса;
-
политическая нестабильность и недавние политические решения.
С учетом указанных выше модификаторов Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне В. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В итоге присвоенный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте находится на уровне В.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
– Повышение диверсификации в торговле, увеличение притока инвестиций.
– Значительное улучшение уровня благосостояния населения, что повлечет за собой повышение внутреннего спроса и перестройку структуры экономического роста.
– Стабильный рост внутреннего кредитования на сугубо рыночных основах.
– Улучшение оценок по параметрам институционального качества и человеческого капитала.
– Эффективное проведение структурных преобразований в экономике и усиление транзитных мощностей.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
– Ослабление национальной валюты и истощение международных резервов страны при сохранении значительного дефицита торгового баланса и отрицательного счета текущих операций.
– Импорт рисков из стран — основных торговых партнеров (РФ, КНР) в связи с замедлением экономической активности и роста инфляции.
– Снижение объемов инвестиций в случае уменьшения кредитования со стороны международных финансовых организаций.
– Новые проявления политической нестабильности, усиление конфликтной обстановки в регионе.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Киргизской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Киргизской Республики были опубликованы АКРА 07.09.2022. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Кабинет министров Киргизской Республики принимал участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.