Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета.

«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу Области обусловлен улучшением показателей бюджетного профиля на фоне ожидаемых высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в течение 2021–2023 годов с возможностью достижения доли ННД максимально возможной оценки, которая в настоящий момент является сдерживающим рейтинг фактором наряду с достаточно высоким объемом прогнозируемого дефицита бюджета, влияющим на ряд расчетных показателей.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ. По итогам 2020 года валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 5,3 трлн руб., или 5,6% суммарного ВРП субъектов РФ. По данным Области, ее ВРП за 2021 год составил 6,1 трлн руб., а за 2022 год — 6,7 трлн руб. Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при достаточном уровне ликвидности бюджета. За 2022 год долговая нагрузка на бюджет Области почти не изменилась и составила 37% ее текущих доходов. В то же время в структуре долга произошли изменения за счет реструктуризации коммерческого долга и полученных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Как следствие, максимальная доля долга приходилась на бюджетные кредиты (60%), облигации составляли 36% долга, на кредиты банков приходилось 4% долга (в январе текущего года кредиты были погашены за счет средств Управления Федерального казначейства, УФК). На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов, согласно ожиданиям АКРА, возрастет в связи с необходимостью финансировать планируемый дефицит бюджета, однако этот рост не окажет влияния на кредитный рейтинг Области.

Соотношение усредненных 1 долга и ВРП Области регулярно составляет менее 5%. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019–2023 годах составит менее 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. На 01.01.2023 погашению (рефинансированию) в течение 2023 года подлежало 15% долговых обязательств Региона, в течение 2024 года —–12% долговых обязательств.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. В результате существенного увеличения расходов в декабре 2022 года относительно среднемесячных расходов остатки средств были в значительной степени израсходованы. Тем не менее в течение года на счетах Области находились средства, позволившие ей получить процентный доход в размере 2% ее ННД. В текущем году Область также ожидает значимого объема процентных доходов, а по итогам января объем ликвидности Области более чем удвоился. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году составил 64%, по итогам текущего года он не превысит 20% в связи со значительным планируемым дефицитом бюджета и снижением остатков средств на начало года.

Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2019–2023 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит порядка 89%.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) за указанный период ожидается на уровне 23%. Капитальные расходы Область в значительной мере финансирует за свой счет.

В 2019–2023 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 15%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом на уровне 10% ННД, который планируется покрыть за счет привлечения долга. Рост ННД в 2023 году (согласно закону о бюджете) составит 8%, в том числе рост поступлений по налогам на совокупный доход — 28%, рост поступлений по налогу на прибыль — 13%, по НДФЛ — 7%. Совокупные расходы бюджета Области увеличатся на 5%. При этом капитальные расходы после существенного роста в 2022 году незначительно снизятся, а текущие расходы возрастут.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%, максимальная доля одной отрасли в структуре налоговых доходов не превышает 15–16%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы и относительно высокий уровень средней заработной платы в сравнении с прожиточным минимумом в Области (в 2021 году средняя заработная плата в четыре раза превысила прожиточный минимум). За период наблюдений (с 2013 года) динамика реального ВРП Области лишь дважды была ниже среднестранового показателя, а темпы роста производства обрабатывающей промышленности Области почти ежегодно значительно опережали среднероссийский показатель. Московская область — один из немногих регионов РФ, где растет население; этот фактор будет преимущество предопределять траекторию ее экономического роста. Рост населения в Области обеспечивается в основном за счет миграционного притока. Доля трудоспособного населения в Области ежегодно превышает среднестрановой уровень, что также благоприятно сказывается на экономике Московской области.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сохранение ликвидности областного бюджета на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли налоговых и неналоговых доходов выше 90% (с учетом усреднения);

  • сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета;

  • рост показателей ликвидности бюджета или значимое снижение дефицита бюджета при соблюдении одного из перечисленных выше условий.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;

  • сохранение объема доступной ликвидности на низком уровне;

  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.