АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Беларусь (далее — Беларусь, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Развивающийся», в национальной валюте — «Развивающийся». «Развивающийся» прогноз предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга: неизменность, повышение или понижение на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно высокий уровень благосостояния.

  • Умеренный уровень госдолга.

  • Углубление интеграции с Россией.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Замедление темпов экономического роста.

  • Сокращение резервов, накопленных в предыдущие годы.

  • Риски реализации условных обязательств.

  • Слабая внешняя позиция.

  • Узость внутреннего рынка капитала.

Обоснование кредитного рейтинга

«Развивающийся» прогноз отражает сохраняющуюся экономическую неопределенность в стране. Снижение экономической активности, внешней торговли, занятости и инвестиций затрудняют возврат экономики к докризисным уровням. Частичная адаптация достигается, с одной стороны, благодаря результатам взвешенной экономической политики, проводимой до пандемии COVID-19 (целью денежно-кредитной политики была инфляция на уровне 5%1, накопление буферов, рост инвестиций), а с другой — за счет нерыночных мер (контроль цен, выплаты по внешнему государственному долгу в национальной валюте) и готовности основного торгового партнера — России — способствовать переориентации внешнеэкономических потоков. Дальнейшее кредитное качество Беларуси будет во многом зависеть от ее способности диверсифицировать внешнюю торговлю, а также от создания благоприятных условий для инвестиций, в том числе внешних, расширения источников финансирования и снижения потенциальных негативных последствий от нерыночных механизмов.



1 6% в 2022 году.

Макроэкономика

Согласно официальным данным, предварительная оценка снижения ВВП Беларуси в 2022 году составила 4,7%, что лучше прогноза АКРА в 5,5%. При условии отсутствия сопоставимого с прошлым годом санкционного давления или более активного восстановления экономики России АКРА ожидает рост ВВП Беларуси в этом году на 0–0,5%. Негативная динамика прошлого года была обусловлена снижением экономической активности почти во всех секторах экономики, за исключением сектора добычи и сельскохозяйственного сектора. Сектор информационных технологий — традиционный драйвер роста — показал снижение на 2,2%. Одной из наиболее важных негативных тенденций прошлого года стало снижение инвестиций (на 19%). Восстановление темпов их роста будет являться необходимым условием выхода экономики на устойчивый рост. Замедление потребления было связано во многом с переходом населения к сберегающей модели поведения. Снижение инфляции будет способствовать росту расходов домохозяйств. Пересмотр динамики ВВП России в лучшую сторону поможет восстановлению экономики Беларуси.

Среднегодовая инфляция в прошлом году составила 15,2% (прогноз АКРА — 17%). Агентство ожидает среднее значение инфляции в этом году на уровне около 9%. Данная оценка во многом обусловлена введением контроля цен. По официальным данным, ценовые ограничения распространяются на 60–70% потребительской корзины. По мнению АКРА, ключевым моментом будет решение снижать перечень контролируемых цен, так как их продолжительный контроль может привести к накоплению различных рисков, например фискальных, для компенсации бюджетом недополученных доходов экономических агентов и, как следствие, к негативному влиянию на экономический рост.

Государственные финансы

По предварительной информации, фактический дефицит консолидированного бюджета оказался незначительно больше первоначального плана, а показатель госдолга к ВВП практически не изменился и составил 33,3% ВВП на конец 2022 года. По оценке АКРА, основными источниками финансирования дефицита бюджета были остатки (обязательства Национального банка Республики Беларусь (НБРБ) перед правительством в иностранной валюте снизились до 2,9 млрд долл. США на конец 2022 года) и внутренние заимствования. Кроме того, выросли обязательства правительства перед НБРБ.

В 2023 году дефицит консолидированного бюджета ожидается на уровне 1,5% ВВП. Основные статьи увеличения расходов: общегосударственная деятельность (трансферты бюджетам других уровней), национальная оборона, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности. В части доходов основным риском является исполнение доходов (НДС, налог на прибыль), связанных с плановым ростом (3,8%). Кроме того, важной статьей доходов в этом году будут безвозмездные поступления от иностранных государств в размере 5,5 млрд белорусских руб. (2,3% ВВП), связанных в том числе с компенсацией со стороны России налогового маневра в нефтегазовой отрасли. По официальной оценке, около половины этой суммы будет компенсироваться ежегодно.

Риски рефинансирования госдолга АКРА оценивает как незначительные. Прежде всего это объясняется: 1) ожидаемым переносом части выплат перед Россией на более поздние сроки (исторически выплаты перед Россией составляют около 40–50% совокупных выплат по внешнему государственному долгу); 2) решением Совета Министров Республики Беларусь и НБРБ об исполнении обязательств перед отдельными международными финансовыми организациями и по еврооблигациям, номинированным в «твердой» валюте различными вариантами, в том числе в национальной валюте; 3) объемом накопленных остатков, который по состоянию на конец 2022 года составлял порядка 13,3 млрд белорусских руб.

Что касается пункта 2, то, по информации Министерства финансов Республики Беларусь, министерство в полном объеме переводит эквивалент сумм в белорусских рублях на счета уполномоченного банка и предпринимает необходимые действия для доведения выплат до конечных держателей.

Структурным риском является незначительный объем госдолга, номинированного в национальной валюте, что повышает зависимость бюджета от внешних источников финансирования.

Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов, связанных со старением населения. По данным МВФ, такие расходы к 2030 году вырастут на 5,0 п. п. ВВП по сравнению с 2020-м. Риски реализации условных обязательств остаются высокими, несмотря на небольшое улучшение финансового состояния нефинансового сектора.

С целью поддержания банковской системы НБРБ продлил ряд контрциклических мер, направленных на сохранение возможностей банков по оказанию финансовой поддержки реальному сектору экономики и на обеспечение устойчивого функционирования банковского сектора. Уставный капитал двух крупнейших банков в 2022 году вырос на 2,4 млрд белорусских руб. (около 1,4% ВВП). По мнению АКРА, риски реализации условных обязательств в банковском секторе сохраняются и связаны с качеством банковских активов и риском оттока депозитов.

Внешняя позиция

За первые три квартала 2022 года Беларуси удалось сбалансировать потоки по внешней позиции — профицит текущего счета составил 2,1 млрд долл. США, или 4,1% ВВП (прогноз АКРА — дефицит на уровне 2% ВВП), а совокупный внешний долг за три квартала 2022 года снизился на 0,4 млрд долл. США. Однако этого удалось достичь прежде всего за счет большего сокращения импорта по сравнению с экспортом, а также благодаря готовности России переориентировать на себя часть экспортных потоков. Кроме того, цены основных экспортных товаров в прошлом году находились на повышенных уровнях.

В то же время накопленная задолженность перед внешним миром остается высокой, а резервы — низкими. Золотовалютные резервы НБРБ на конец 2022 года составляли 7,9 млрд долл. США (2,2 месяца импорта товаров и услуг). Дополнительным ограничением являются санкции, наложенные ЕС на операции с НБРБ. Однако по мере роста расчетов в национальных валютах с Россией увеличивается часть внешних активов НБРБ в российских рублях, которая формально не считается золотовалютными резервами, но по сути может исполнить их роль. Внешний долг на конец третьего квартала 2022 года составлял 41,5 млрд долл. США, в том числе со сроками погашения менее года — 17,6 млрд долл. США (непосредственное погашение АКРА оценивает на уровне около 20% от указанной суммы, остальное — госдолг, торговое финансирование, депозиты банков). Довольно низкое покрытие внешнего долга усугубляется ограниченным доступом белорусских эмитентов к внешним рынкам и сокращением базы международных кредиторов. Основным кредитором экономики Беларуси все в большей мере становится Россия.

В 2023 году АКРА ожидает дефицит текущего счета на уровне около 1% ВВП, который будет связан в первую очередь с восстановлением импорта и снижением экспортных цен. Слабость белорусского рубля к российскому рублю будет обуславливать увеличение белорусского экспорта в Россию. Динамика резервов будет в большей степени определяться темпами восстановления импорта, так как выплаты по государственному внешнему долгу осуществляются в том числе в национальной валюте.

Институты

Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) снижались в 2020 и 2021 годах, что отражает политические волнения в стране после состоявшихся в августе 2020 года выборов. По мнению Агентства, риски роста политической активности в Беларуси будут сохраняться до момента начала в стране структурных социальных и экономических реформ. Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Беларуси определен на уровне BB+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • качество и устойчивость экономического роста;

  • эффективность монетарной политики;

  • условные обязательства и риск их реализации;

  • долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;

  • устойчивость внешнего долга.

Положительные корректировки были сделаны по следующему модификатору:

  • стабильность валютного режима (компенсация повышенной исторической волатильности).

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне B+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.

  • Снижение риска реализации условных обязательств.

  • Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.

  • Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.

  • Проведение структурных реформ, направленных на повышение потенциальных темпов роста экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Значительное снижение внешнеторгового баланса.

  • Ухудшение фискальной позиции.

  • Устойчивый и значительный рост требований НБРБ к правительству.

  • Рост давления на золотовалютные резервы.

  • Более низкие по сравнению с ожидаемыми темпы роста экономики.

  • Ухудшение качества активов банковского сектора.

  • Значительный отток депозитов из банковской системы.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При присвоении кредитного рейтинга произведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале. Вынужденное изменение валюты платежа по еврооблигациям в долларах США (ISIN: XS1634369067, XS1634369224, XS1760804184, XS2120091991, XS2120882183) является следствием технических причин, обусловленных санкционными ограничениями (неперечисление иностранными инфраструктурными организациями средств, перечисленных Республикой Беларусь, конечным держателям), и не связано с кредитоспособностью Республики Беларусь, вследствие чего не рассматривалось АКРА как событие дефолта.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.