Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен низкой контролируемой долговой нагрузкой, наличием определенного запаса ликвидности, который будет использован для финансирования планируемых дефицитов, и высоким уровнем капитальных расходов, который в некоторых случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов бюджета.
Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). По оценкам Области, в 2022 году ее ВРП достиг 598 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 13% всей электроэнергии ЦФО по данным 2021 года.
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется низким уровнем — на конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов составило 18,2%. АКРА ожидает, что по итогам 2023 года соотношение может остаться приблизительно на том же уровне.
На 01.01.2023 долг Региона полностью состоял из бюджетных кредитов с погашением в 2023–2037 годах. За 2022 год долг Области вырос на 707 млн руб. за счет предоставления ей бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (полностью передан муниципальным образованиям) и бюджетного кредита для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов.
Риски рефинансирования оцениваются как низкие. В 2023 и 2024 годах Области предстоит погашать порядка 5% долга ежегодно.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный1 уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
В 2023 и в большей степени в 2024 годах ожидается рост долга за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов.
В среднесрочной перспективе, по оценкам Агентства, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Области, потребуется адресная финансовая поддержка, невысока.
Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета. На конец 2022 года объем остатков на счетах Области более чем в два раза превысил среднемесячные расходы бюджета (данные без учета средств автономных и бюджетных учреждений, которые Область также использует в управлении ликвидностью), а также превышал сумму долга Региона.
Такой запас ликвидности позволит Области финансировать дефицит текущего года и частично — следующего.
Тверская область не размещает средства на депозитах, хотя имеет на это право в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Процентные доходы формируются за счет операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2022 году они составили 4,5% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона. Коэффициент ликвидности по итогам 2022 года значительно превысил значения, предполагающие максимальную оценку. Тем не менее по мере расходования накопленных средств коэффициент существенно снизится в текущем году.
Сбалансированная бюджетная политика и высокая доля капитальных расходов в структуре бюджета. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей ННД в составе доходов. АКРА полагает, что усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит 71%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет составлять около 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2023 году будет равно -0,6%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и части капитальных расходов.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления от НДФЛ и от налога на прибыль, значимую долю занимают налоги на товары и услуги и налоги на имущество.
В 2023 году Регион ожидает дефицита бюджета в размере 8,7% ННД, который в основном будет профинансирован за счет остатков средств и незначительно — за счет роста долга. АКРА полагает, что дефицит может оказаться выше, поскольку ожидает роста текущих расходов бюджета на уровне инфляции.
В течение 2021–2022 годов значительно возрос объем капитальных расходов Области. Примерно наполовину они обеспечены трансфертами. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (за вычетом объема субвенций) в 2019–2023 годах будет составлять 23%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП Области незначительно превышает 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет не более трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2021 году и за десять месяцев 2022 года, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (23–24%). Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
рост текущих расходов областного бюджета в 2023 году на уровне инфляции;
-
стагнация доходов по налогам на совокупный доход;
-
финансирование дефицита преимущественно за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли капитальных расходов областного бюджета, финансируемых за собственный счет;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.