Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и достаточно высоким уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским, и необходимость структурной трансформации в отдельных отраслях, составляющих значительную долю экономики Области.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 13-е место по объему валового регионального продукта (ВРП) среди всех субъектов РФ по итогам 2020 года. В Регионе проживает 3,2 млн человек.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам структуре долга. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов может возрасти с 28% на начало 2023 года до 41% на конец года из-за возможного привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете. Соотношение усредненных1 долга и ВРП составит порядка 3%.
По состоянию на 01.01.2023 в структуре долга Области преобладают бюджетные кредиты (71%), остальная часть приходится на облигации (29%). На 01.03.2023 объем и структура долга не изменились. В 2022 году Область привлекла долгосрочные бюджетные кредиты для рефинансирования коммерческого долга, подлежащего погашению в этом году, и для финансирования инфраструктурных проектов. Ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 15% текущего объема долга. Усредненный уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для бюджета Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.01.2023 средства, размещенные Самарской областью на банковских депозитах, более чем вдвое превышали среднемесячные расходы ее бюджета за 2022 год. Управление временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и компенсировать расходы на обслуживание долга. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году был равен 117%, а в 2023 году может составить порядка 55%.
Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Самарской области (без учета субвенций) в 2019–2023 годах окажется на уровне 76%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период составит 9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — -5,5%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств или использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2019–2023 годах составят 25% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Однако значительная часть этих расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности перераспределения этих средств на иные цели.
Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Наибольшую долю налоговых доходов областного бюджета формируют обрабатывающая промышленность, в том числе химическая — 12% в 2021 году, добывающая промышленность (12%), оптовая торговля (8%).
Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом в 26% ННД, который планируется покрыть за счет остатков на счетах, сформированных в предыдущие годы, и привлечения заимствований. Без учета расходов, финансируемых за счет остатков на счетах и за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, размер дефицита составит 10% ННД.
Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 81% от среднестранового уровня. В 2021 году безработица в Области была равна 3,5%, а среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в три раза.
Основой экономики Региона являются обрабатывающая промышленность и добыча нефти (21 и 13% ВРП в 2020 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (38,4% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2020 году) и химическое производство (17,2% объема отгруженных товаров). По итогам 2022 года в Регионе произведено 42% новых легковых автомобилей, выпускаемых в России, а также 15% азотных удобрений и значительная доля других продуктов химической и нефтехимической отраслей. Проведение структурной трансформации на ряде предприятий, а также перенос некоторых производств позволили Самарской области адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Ключевые допущения
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение достаточно высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;
-
сохранение соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30% при сохранении уровня ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5); срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.