Повышение кредитного рейтинга Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлено улучшением ряда показателей бюджетного профиля и ростом объема накопленной ликвидности Региона на фоне исполнения бюджета с профицитом по итогам 2022 года и поддержки со стороны федерального центра в виде рефинансирования части краткосрочного коммерческого долга Области.

Кредитный рейтинг Области определяется умеренным уровнем долговой нагрузки при умеренно низких рисках рефинансирования обязательств и средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем. Рейтинг сдерживается умеренными операционными показателями бюджета и ожиданиями Агентства относительно роста потребности бюджета в использовании заемного финансирования на капитальные цели.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 706 млрд руб. (порядка 0,6% суммарного ВРП субъектов РФ). По оценкам Региона, его ВРП по итогам 2022 года возрастет до 765 млрд руб.

Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2021 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ключевые факторы оценки

Умеренная долговая нагрузка при умеренно низких рисках рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе. На начало 2023 года долг Области составлял 49,2 млрд руб., что на 2% выше показателя по итогам 2021 года. Рост объема долга связан с привлечением бюджетных кредитов на погашение коммерческих обязательств Региона (порядка 3,2 млрд руб. было рефинансировано) и его муниципалитетов (порядка 1,5 млрд руб.), а также бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов. Благодаря этому по состоянию на 01.01.2023 практически три четверти долгового портфеля формировали бюджетные кредиты, оставшуюся часть — государственные облигации Области, часть из которых представлена облигациями для населения. График погашения долга по состоянию на начало года не предполагает существенных пиковых выплат. АКРА оценивает текущие риски рефинансирования как умеренно низкие, несмотря на то что в текущем году объем погашения долга может составить порядка 5,7 млрд руб., или 8% прогнозируемых АКРА налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) за 2023 год. Это связано с тем, что основная часть погашения текущего года (74%) покрывается остатками на счетах Региона. В 2024 году погашению подлежит порядка 8% долга.

Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона снижается и на 01.01.2023 составляла 0,6%.

По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 55%. По прогнозу Агентства, соотношение показателей сохранится на том же уровне и по итогам 2023 года. Соотношение усредненных1 за 2019-2023 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) не превысит 2%. Соотношение усредненных долга и ВРП Области составит порядка 6%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Объем доступной ликвидности существенно увеличился по итогам 2022 года. С начала 2022 года для Области была характерна ситуация, при которой остатки на счетах (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем на 40% превышали ежемесячные расходы ее бюджета. Благодаря исполнению бюджета с профицитом объем накопленной ликвидности на 62% превысил показатель по итогам 2021 года. По прогнозу АКРА, накопленные средства в полном объеме могут быть использованы для финансирования дефицита текущего года. Коэффициент ликвидности бюджета Области составит 42% по итогам 2023 года.

В текущем году между Томской областью и Управлением Федерального казначейства (УФК) заключен договор на привлечение средств. В 2022 году краткосрочный кредит УФК привлекался несколько раз для финансирования кассовых разрывов. По состоянию на 01.03.2023 открытые, но не использованные кредитные линии в банках отсутствуют.

Умеренные показатели бюджетного профиля при умеренной потребности в привлечении заемного финансирования в среднесрочном периоде. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 7%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года, по мнению АКРА, также сохранится положительным.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 14%. Капитальные расходы в среднем примерно на две трети финансируются Областью за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 69%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели. В текущем году потребность бюджета в дополнительном финансировании может быть полностью покрыта остатками на счетах. В таком случае, по прогнозу Агентства, в следующем году Области потребуется привлечение заемного финансирования.

Область закончила 2022 год с профицитом бюджета в размере 3% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах. Доходная часть бюджета Региона за минувший год увеличилась на 11% относительно показателей по итогам 2021 года, при этом ННД выросли на 17%. Росту объема собственных доходов способствовало увеличение поступлений по налогу на прибыль на 19%, по НДФЛ и по налогам на имущество — на 17% каждый. Объем безвозмездных поступлений практически не изменился относительно 2021 года (сокращение менее чем на 2%). Расходная часть бюджета Области увеличилась чуть менее чем на 3% в сравнении с 2021 годом, при этом капитальные расходы возросли на 9%.

Согласно уточненным утвержденным бюджетным назначениям, ННД в 2023 году могут продолжить увеличиваться. Рост на 17% может быть сопоставим с 2022 годом, в том числе ожидается увеличение поступлений по налогу на прибыль на 54% к уровню минувшего года. Объем безвозмездных поступлений сохранится на уровне 2022 года. В таком случае доходная часть бюджета возрастет на 11% год к году. Предполагается, что расходная часть бюджета увеличится на 10% к показателю предыдущего года, преимущественно из-за роста капитальных расходов на 57%. В совокупности вышеописанные факторы могут способствовать формированию профицита в размере 5% ННД, который позволит сократить часть долга Региона.

АКРА исходит из предположения, что в течение 2023 года поступления по налогу на прибыль могут продемонстрировать прирост не выше уровня ожидаемой инфляции. В таком случае при сохранении прочих утвержденных бюджетных назначений неизменными ННД Области увеличатся не более чем на 4% к показателю 2022 года, а доходы в целом возрастут на 2%. Темпы роста расходной части на уровне 10% год к году приведут к формированию дефицита бюджета в размере 7% ННД, который, по мнению Агентства, может быть профинансирован практически в полном объеме за счет остатков на счетах Области.

Диверсифицированная экономика с существенной зависимостью от добычи нефти. В 2018–2021 годах в среднем порядка четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. По расчетам АКРА, наибольшую долю налоговых поступлений (усредненное значение за 2018–2021 годы) в 13% составила сфера оптовой торговли, порядка 11% сформировала деятельность по добыче нефти и газа. По последним доступным данным за десять месяцев 2022 года, сфера оптовой торговли сформировала порядка 21% налоговых поступлений, а деятельность по добыче нефти и газа — около 10%. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (соотношение усредненных показателей в 2018–2021 годах — 81%). По данным Области, безработица составила 6,6% в 2022 году. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы составил 6,9%. Соотношение усредненной за аналогичный период среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 3,8 раза.

Ключевые допущения

  • прирост поступлений по налогу на прибыль в 2023 году на уровне ожидаемой инфляции при прочих неизменных утвержденных бюджетных назначениях;

  • исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом в размере 7% ННД;

  • использование всей доступной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост объема остатков на счетах по итогам года;

  • снижение степени зависимости бюджета от внешних источников ликвидности;

  • устойчивое снижение долговой нагрузки до уровня ниже 55% текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП ниже 80%;

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;

  • снижение доли собственных доходов ниже 60% от совокупного объема доходов (без учета субвенций);

  • существенное увеличение потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели при отсутствии достаточного объема остатков на счетах Региона.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB+(RU).

Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB+(RU).

Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.