Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, значительным объемом накопленной ликвидности, умеренно высоким уровнем гибкости бюджетных расходов и отсутствием у бюджета потребности в привлечении долгового финансирования на капитальные цели в текущем году. Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика, волатильной структурой налоговых поступлений и уменьшающимся операционным балансом.
Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 844 млрд руб. (порядка 0,7% совокупного ВРП регионов России). По оценке Области, в 2022 году ее ВРП мог составить 842 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при отсутствии потребности в привлечении долгового финансирования в текущем году. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 11%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года может стать отрицательным, что указывает на необходимость использования накопленных средств для финансирования текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 23%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, поскольку в среднем за последние четыре года капитальные расходы примерно на 40% финансировались за счет трансфертов из вышестоящего бюджета.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79% по итогам года.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на околонулевом уровне, при этом в 2023 году показатель МБД ожидается отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов, при этом, по мнению Агентства, привлечение заемного финансирования в текущем году не потребуется.
По итогам 2022 года доходная часть бюджета Области сократилась на 17% к уровню 2021 года. ННД сократились почти на 23% из-за значительного падения поступлений по налогу на прибыль (на 53%) после более чем трехкратного роста в 2021 году. Рост поступлений по налогам на товары и услуги на 30% к уровню предыдущего года, поступлений по налогам на имущество – на 16%, а также увеличение процентных доходов от размещения средств бюджета более чем в четыре раза год к году частично скомпенсировали падение поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений вырос на 8%, при этом капитальные трансферты увеличились на 23%. Увеличение объема совокупных бюджетных расходов по итогам 2022 года составило 26%, а капитальные расходы выросли более чем на 70%. Бюджет был исполнен с дефицитом в 6% ННД, который в основном был профинансирован остатками на счетах Региона.
Актуальная версия закона о бюджете Липецкой области предполагает дальнейшее снижение доходов на 22% к уровню минувшего года. В частности, ННД Области сократятся на 24% в связи с ожидаемым снижением поступлений по налогу на прибыль на 33%. Прогнозируемое на текущий момент снижение безвозмездных поступлений может составить 14%. Расходная часть бюджета Липецкой области изменится не так значительно: ожидаемый рост расходов составляет около 2% год к году. Дефицит бюджета может достигнуть 49% ННД, и для его покрытия Области придется использовать большую часть остатков на счетах.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2023 долг Липецкой области составил 13,3 млрд руб., увеличившись за год на 22%. Рост объема долга был обусловлен предоставлением бюджетных кредитов из федерального бюджета. Часть этих кредитов (2,3 млрд руб.) была направлена на погашение долговых обязательств Области и ее муниципальных образований, остальная сумма (1,4 млрд руб.) была использована для финансирования инфраструктурных проектов. График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 27% долга, а в текущем году погашению подлежат 13% общего объема долга Региона. Большую часть погашения текущего года формируют облигации.
По состоянию на 01.03.2023 объем долга Липецкой области и график его погашения не изменились.
По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 16%. АКРА ожидает, что к концу 2023 года данный показатель вырастет до 20%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение долга и ВРП Региона не превышает 2%, а соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) не превысит 1%.
Величина остатков на счетах Области достаточна для финансирования дефицитов будущих периодов. С начала 2022 года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. В минувшем году объем накопленных средств сократился на 8% в результате финансирования дефицита бюджета. Тем не менее, по мнению АКРА, объем накопленных средств позволит покрыть ожидаемый бюджетный дефицит 2023 года, а также погасить объем долга, запланированный на этот год.
Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2022 года составит 116%.
По данным на 01.03.2023, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. По состоянию на начало года открытые, но не использованные кредитные линии в банках отсутствуют. В текущем году Область заключила договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление краткосрочных бюджетных кредитов. В 2022 году такие кредиты не привлекались.
Зависимость экономики Области от динамики производства в металлургическом секторе. По расчетам Агентства, металлургическая промышленность сформировала порядка трети налоговых поступлений за 2022 год. Годом ранее этот показатель превосходил 58%. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений от металлургического производства составила порядка 40%. По итогам 2023 года возможно дальнейшее снижение концентрации экономики на указанной отрасли из-за прогнозируемого сокращения налоговых поступлений в этой сфере. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.
В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 87% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4,3% за весь период наблюдений с 2013 года. По оценкам Региона, по итогам 2022 года значение показателя составило 3,8%. За период с 2019 по 2022 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
снижение зависимости экономики от металлопромышленного комплекса из-за прогнозного сокращения налоговых поступлений от этой сферы;
-
исполнение доходной и расходной частей бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост величины операционного баланса выше 20% от объема текущих доходов по итогам текущего года;
-
сохранение значительного объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
существенное сокращение операционной эффективности бюджета;
-
возникновение потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.