АКРА подтвердило соответствие выпуска биржевых облигаций ПАО РОСБАНК международно признанным принципам и стандартам в сфере социального и «зеленого» финансирования (Принципам «зеленых» и социальных облигаций ICMA1) и признало данный выпуск в качестве выпуска облигаций устойчивого развития
Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
В рамках настоящей оценки планируемого выпуска облигаций ПАО РОСБАНК (далее — Банк, Эмитент) АКРА осуществило верификацию соответствия рассматриваемого выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA, (ПЗО-2021)) и международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в области социального финансирования (принципам социальных облигаций (SBP) ICMA, (ПСО-2021)), а также проектов, рефинансируемых за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также социального финансирования.
Представленные Эмитентом проекты (см. ниже и Приложение) относятся к следующим категориям проектов ICMA:
-
экологически чистый транспорт («зеленые» проекты)2;
-
энергоэффективность («зеленые» проекты)2;
-
финансирование малого и среднего предпринимательства3 (далее — МСП), способствующее борьбе с безработицей, вызванной социально-экономическим кризисом.
Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска облигаций устойчивого развития допускается в международной практике.
Ниже представлен перечень рассматриваемых проектов, рефинансируемых в рамках выпуска (см. полное описание проектов, а также экологических и социальных эффектов от их реализации в Приложении):
А. Проект А. Проект по модернизации действующей птицефабрики, включающий в себя реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов (ферм) и закупку оборудования для них, а также строительство новых объектов, и позволяющий сократить потребление тепловой и электроэнергии (в том числе закупка оборудования для птицеводческих комплексов; строительные работы по установке оборудования; монтаж оборудования; улучшение условий хранения готовой продукции с соблюдением температурных режимов и санитарно-ветеринарных правил; улучшение производственной площадки).
В. Проект B. Пул автокредитов, ранее выданных на покупку автомобилей с электродвигателем.
С. Проект С. Пул кредитов, ранее выданных субъектам МСП в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня.
Итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен. Однако Эмитент подтвердил Агентству, что объем выпуска облигаций не будет превышать общей суммы финансовых ресурсов, ранее предоставленных им клиентам на реализацию указанных проектов.
В случае если ранее выданные кредиты, направленные на финансирование одного или нескольких указанных выше проектов, будут полностью погашены до момента погашения рассматриваемого выпуска облигаций, Эмитент обязуется в кратчайшие сроки заменить данные кредиты другими, которые также направлены на финансирование / рефинансирование проектов, удовлетворяющих критериям «зеленых» и социальных проектов в соответствии с «Политикой в сфере выпуска "зеленых" облигаций, "социальных" облигаций, а также облигаций устойчивого развития ПАО РОСБАНК»4 (далее – Политика).
Реализация проектов А и В позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем:
-
Для проекта A: снижение расхода электроэнергии на один производственный корпус на 59% по сравнению с базовым годом в рамках модернизации существующего производственного процесса, а также снижение усредненного потребления электроэнергии на 1 кв. м площади на 37% для новых объектов (в сравнении с потреблением электроэнергии в аналогичных существующих производственных корпусах).
-
Для проекта B: снижение выбросов парниковых газов на 226 тонн СO2 ежегодно за счет постепенного замещения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на автомобили с электродвигателем.
Реализация проекта С позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения социального воздействия, которые выражаются в следующем:
Для проекта C: сохранение рабочих мест предприятиями МСП (в количестве не менее 2 002 рабочих мест) и снижение напряженности на рынке труда в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня.
АКРА подтверждает, что проекты, рефинансируемые за счет выпуска облигаций устойчивого развития, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021) (проекты А и В), а также международно признанным принципам и стандартам проектов в области социального финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПСО-2021) (проект С).
Соответствие выпуска Принципам «зеленых» и социальных облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам ПЗО-2021 и ПСО-2021 ICMA одновременно. Направление использования средств (проекты, рефинансируемые за счет выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический и социальный эффекты), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в Политике, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021 и ПСО-2021, в связи с чем планируемый выпуск облигаций можно считать выпуском облигаций устойчивого развития.
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
Эмитент |
ПАО РОСБАНК |
Кредитный рейтинг эмитента |
AAA(RU), прогноз «Стабильный» |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Биржевые облигации устойчивого развития процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-003Р-01 |
Планируемый объем эмиссии |
Не более 3 млрд руб. |
Дата начала размещения |
На дату публикации не определена |
Дата погашения |
В 1 098 (Одна тысяча девяносто восьмой) день с даты начала размещения |
ПАО РОСБАНК — системно значимый универсальный банк, занимающий лидирующие позиции по размеру активов и капитала в российском банковском секторе и представленный во всех федеральных округах Российской Федерации. В мае 2022 года было объявлено о закрытии сделки по продаже Банка, в настоящее время около 45% акций банка принадлежит холдинговой компании, являющейся частью крупной российской финансово-промышленной группы, 47,5% — в эндаументе одного из благотворительных фондов, 7,5% принадлежат Банку. Банк в совокупности с рядом дочерних организаций образует группу РОСБАНК.
Эмитент разработал и внедрил ряд политик, процедур и мероприятий в сфере устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности, а также развития финансовых инструментов, связанных с финансированием устойчивого развития:
-
В 2022 году Эмитент обновил стратегию на период 2023–2027 года, включая дорожную карту по актуализации стратегии в области устойчивого развития на 2023–2027 годы, которая содержит описание ключевых направлений Банка по продуктам ответственного финансирования, в том числе «зеленым» и социальным кредитным продуктам.
-
Начиная с 2014 года Эмитент ежегодно отслеживает и стремится к сокращению собственного углеродного следа за счет модернизации оборудования в своих филиалах и повышения энергоэффективности в зданиях головного офиса Банка и региональных центров. В 2021 году новое здание Банка в Москве было сертифицировано по стандарту «BREEAM In-Use» на уровне «Очень хорошо».
-
В марте 2021 года Банк зарегистрировал на Мосбирже собственную программу «зеленых» и социальных облигаций на сумму 60 млрд руб., а также зарегистрировал изменения к данной программе, которые позволяют Банку выпускать облигации устойчивого развития.
-
Утвержденная концепция финансирования устойчивого развития и позитивного воздействия Банка включает в себя широкий спектр финансовых инструментов: «зеленые» и социальные кредиты, кредиты, привязанные к показателям устойчивого развития, «зеленые» облигации, социальные облигации и облигации устойчивого развития, а также продукты торгового финансирования. Агентство отдельно отмечает опыт Банка в организации выпусков «зеленых» и социальных облигаций на российском рынке, а также в организации трансграничного финансирования с привязкой к показателям устойчивого развития.
-
В 2020 году Банк разработал и внедрил собственную систему оценки экологических и социальных рисков (ESRM) в отношении клиентов и сделок. Отвечая на глобальные вызовы, Банк уделяет особое внимание разработке и внедрению отраслевых политик, в том числе в отношении энергетического угля, нефти и газа и, таким образом, стремится снизить свое участие в деятельности, связанной с ископаемым топливом и других чувствительных секторов с повышенными рисками.
В то же время Агентство отмечает, что в настоящий момент Эмитент не присоединился к каким-либо международным инициативам в сфере устойчивого развития.
В 2022 году Эмитентом принята Политика, в которой обозначены его подходы к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций / социальных облигаций / облигаций устойчивого развития: описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» и социальным проектам, финансируемым / рефинансируемым за счет выпуска облигаций; обозначены допустимые направления использования средств; описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.
Ключевые факторы оценки
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск облигаций устойчивого развития, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения о соответствии выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021 и ПСО-2021.
Использование средств
Цели рассматриваемого выпуска облигаций Эмитента сформулированы и соответствуют ПЗО-2021 и ПСО-2021.
В рамках Политики Эмитентом определены следующие категории «зеленых» и социальных проектов, которые могут финансироваться / рефинансироваться посредством выпуска «зеленых» облигаций / социальных облигаций / облигаций устойчивого развития:
«Зеленые» категории:
-
возобновляемые источники энергии;
-
строительство «зеленых» зданий и сооружений;
-
энергоэффективность;
-
транспорт на экологичных источниках энергии, «зеленый» транспорт;
-
устойчивое управление водными ресурсами;
-
обращение с отходами и снижение загрязнения окружающей среды;
-
экономика замкнутого цикла;
-
природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие.
Социальные категории:
-
увеличение занятости или ее сохранение через финансирование МСП;
-
социально-экономическое развитие и расширение прав и возможностей;
-
доступное жилье;
-
доступ к образованию и профессиональному обучению;
-
доступ к здравоохранению.
За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска, Эмитент планирует рефинансировать следующие проекты:
A. Проект А. Проект по модернизации действующей птицефабрики, включающий в себя реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов (ферм) и закупку оборудования для них, а также строительство новых объектов, и позволяющий сократить потребление тепловой и электроэнергии (в том числе закупка оборудования для птицеводческих комплексов; строительные работы по установке оборудования; монтаж оборудования; улучшение условий хранения готовой продукции с соблюдением температурных режимов и санитарно-ветеринарных правил; улучшение производственной площадки);
B. Проект B. Пул автокредитов, ранее выданных на покупку автомобилей с электродвигателем.
C. Проект С. Пул кредитов, ранее выданных субъектам МСП в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня.
Эмитент подтверждает, что 100% поступлений от рассматриваемого выпуска облигаций устойчивого развития будет направлено исключительно на рефинансирование указанных выше проектов, подпадающих под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021 и ПСО-2021:
-
энергоэффективность;
-
экологически чистый транспорт;
-
финансирование МСП, способствующее борьбе с безработицей, вызванной социально-экономическим кризисом.
Эмитент предоставил Агентству:
(1) информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также стадию готовности для каждого проекта;
(2) Политику;
(3) расчет экологических / социальных эффектов для каждого из проектов;
(4) анкету, заполненную по форме Агентства;
(5) проект решения о выпуске ценных бумаг;
(6) документы по проектам.
Согласно информации, предоставленной Эмитентом, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы.
Позитивные экологические и социальные эффекты от реализации рассматриваемых проектов Эмитентом представлены на стр. 2 и стр. 3 настоящего пресс-релиза.
АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемых экологических и социальных эффектов от реализации проектов, допустимыми.
Однако Агентство отмечает, что при формировании отчета о воздействии для проекта В Эмитент может использовать иные допущения по величине среднего годового пробега легкового автомобиля в городе Москве и величине средних выбросов парниковых газов от легкового автомобиля на 1 км пути. Эмитент также может использовать иную расчетную модель, базирующуюся на фактических данных потребления топлива автомобильным транспортом.
В то же время АКРА ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы данные о фактическом снижении выбросов парниковых газов по всем «зеленым» проектам (включая прямые и косвенные выбросы парниковых газов), рефинансируемым за счет данного выпуска, с учетом возможной корректировки моделей расчета экологических эффектов, а также данные о фактическом числе созданных или сохраненных рабочих мест за счет реализации социального проекта и о косвенном влиянии данного проекта на уровень безработицы в регионах реализации.
Полный перечень «зеленых» и социальных проектов, рефинансируемых за счет данного выпуска облигаций, с их кратким описанием, перечнем запланированных мероприятий, а также оценками экологического и социального эффектов и указанием на соответствие проектов международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также международно признанным принципам и стандартам в сфере социального финансирования (ПСО-2021), приведен в Приложении к настоящему пресс-релизу.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитентом определен ряд внутренних процедур, которые регламентируют процесс оценки и отбора финансируемых / рефинансируемых проектов и изложены в Политике, а также детально описаны Эмитентом в анкете, предоставленной Агентству. В соответствии с представленными документами, отбор проектов, принимаемых для последующего финансирования / рефинансирования посредством выпуска «зеленых» облигаций / социальных облигаций / облигаций устойчивого развития состоит из следующих этапов:
-
Изучение SPIF-экспертом5 перечня критериев и ссылок на исходные материалы для отбора «зеленых» и социальных проектов, включая международные принципы и локальные нормативные акты в сфере ответственного финансирования.
-
Отбор SPIF-экспертом проектов, соответствующих предоставленному перечню критериев с составлением списка таких проектов и их описанием, для финансирования / рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций. В процессе отбора и оценки проектов Банк, в соответствии с принятой процедурой, обязуется придерживаться не только требований российского законодательства, но и международно признанных принципов и стандартов в сфере «зеленого» финансирования, социального финансирования, а также принципов устойчивого развития.
-
После внутреннего отбора проектов Банк обязуется привлечь верификатора для проведения независимой внешней оценки проекта, который будет финансироваться / рефинансироваться за счет средств, полученных от размещения облигаций Банка, на предмет его соответствия международно признанным принципам и стандартам.
-
Подготовка и предоставление материалов для комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) по проектам, для финансирования / рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций. В соответствии с принятой процедурой КУАП планирует подтверждать соответствие проектов принципам, позволяющим финансировать / рефинансировать его за счет средств от выпуска облигаций, а также принимать решение о возможности выпуска таких облигаций. Банк совместно со SPIF-экспертом после получения решения КУАП готовит материалы, включая проект решения о выпуске облигаций Банка, и направляет их верификатору для получения последующего заключения о соответствии проектов / выпуска, для финансирования / рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций Банка, законодательным требованиям и международно признанным принципам и стандартам.
-
По итогам рассмотрения материалов КУАП принимает решение о возможности выпуска «зеленых», социальных облигаций и/или облигаций устойчивого развития.
-
Подготовка материалов, включая проект решения о выпуске облигаций Банка, и направление их верификатору для получения последующего заключения о соответствии выпуска и проектов, для финансирования / рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, законодательным требованиям и международно признанным принципам и стандартам. При этом условия целевого использования денежных средств, полученных от размещения облигаций Банка, планируется определять решением о выпуске в рамках каждого отдельного выпуска.
-
Если на дату подписания решения о выпуске облигаций не определен(ы) проект(ы), для финансирования / рефинансирования которого(-ых) будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, такой(-ие) проект(ы) будет(-ут) описан(ы) в политике Банка по использованию денежных средств, полученных от размещения облигаций.
-
В соответствии с материалами, представленными Эмитентом, сумма, эквивалентная средствам, полученным от размещения «зеленых» облигаций / социальных облигаций / облигаций устойчивого развития Банка, будет использоваться на цели, связанные с финансированием / рефинансированием «зеленых» и/или социальных проектов как самого Банка, так и его клиентов в направлениях, определенных в Политике.
Эмитент также подтвердил, что для отобранных проектов проводились учет и нивелирование экологических и социальных рисков в соответствии с ESRM.
Агентство отмечает, что оцениваемые проекты не несут значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проектов соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Оцениваемые проекты также не несут существенных негативных последствий для социальной сферы регионов реализации проектов (проекты А и С способствуют созданию / сохранению рабочих мест, проект В не несет в себе существенных социальных рисков).
Кроме того, реализация оцениваемых проектов соотносится с ключевыми направлениями, определенными в дорожной карте Эмитента в области устойчивого развития, подготовленной в рамках обновленной стратегии на период 2023–2027 годов. В рамках реализации указанной стратегии Эмитент планирует увеличить объемы ответственного финансирования «зеленых» и социальных проектов, а также финансирование МСП, в том числе в регионах с уровнем безработицы выше, чем в среднем в Российской Федерации.
В рамках рассматриваемого выпуска, в соответствии с изложенной выше процедурой, Эмитентом определены проекты, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций устойчивого развития (см. раздел «Использование средств» и Приложение к настоящему пресс-релизу).
Агентство отмечает, что расчеты экологических эффектов проведены непосредственно Эмитентом без привлечения внешних экспертов и профессиональных экологов, что ограничивает оценку.
Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска (см. Приложение), относятся к следующим категориям, указанным в ПЗО-2021 и ПСО-2021:
-
энергоэффективность;
-
экологически чистый транспорт;
-
финансирование МСП, способствующее борьбе с безработицей, вызванной социально-экономическим кризисом.
Отобранные проекты соотносятся со следующими Целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН:
-
ЦУР № 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех»;
-
ЦУР № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
-
ЦУР № 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»;
-
ЦУР № 13: «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».
По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.
Управление средствами
Процедура управления средствами от выпуска облигаций, изложенная в Политике, а также во внутренних непубличных документах Банка, предполагает следующий механизм (см. описание ниже).
1. Банк осуществляет учет и контроль расходования привлеченных средств, а также мониторинг реализации проекта(-ов) и информирования держателей облигаций и кредиторов об инструментах временного размещения неиспользованных средств (money market и т. д.) в виде отчета об использовании денежных средств, содержащего дополнительные требования и раскрываемого в объеме, порядке и сроки, предусмотренные решением о выпуске ценных бумаг.
2. В период обращения облигаций устойчивого развития Банк намерен поддерживать совокупную стоимость «зеленых» и/или социальных проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках размещения облигаций, в размере не менее совокупной номинальной стоимости облигаций устойчивого развития в обращении.
3. Если номинальная стоимость облигаций устойчивого развития в обращении будет превышать стоимость «зеленых» и/или социальных проектов, финансируемых / рефинансируемых за счет данных облигаций, то распределение суммы такого превышения будет производиться в соответствии с принципами управления риском ликвидности Банка:
-
в течение квартала, следующего за кварталом, в котором было произведено погашение задолженности по кредиту, выданному на финансирование / рефинансирование проекта, Банк обязан приложить все усилия по его замещению другим проектом с таким условием, чтобы совокупная стоимость проектов, профинансированных за счет выпуска облигаций устойчивого развития, соответствовала непогашенной стоимости размещенных облигаций устойчивого развития;
-
если обстоятельства реализации проекта изменились и проект перестает соответствовать установленным критериям, кредит, предоставленный для финансирования / рефинансирования конкретного проекта, перестает соответствовать количественным и качественным критериям, Банк заменит его другим проектом, отвечающим требованиям установленных критериев.
Невыполнение Эмитентом условия о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, не влечет возникновения у их владельцев права требовать досрочного погашения принадлежащих им биржевых облигаций.
Временно неиспользуемые средства, полученные от выпуска облигаций, до выбора соответствующего проекта, будут вложены в инструменты денежного рынка и направлены на краткосрочные операции (money market).
Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения облигаций, согласно данным Эмитента, также обеспечивается SPIF-экспертом, включая предоставление информации в составе отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций устойчивого развития, и сообщение в подразделение, которое инициировало выпуск облигаций устойчивого развития, о нарушении целевого использования денежных средств.
По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021 и ПСО-2021.
Отчетность
Эмитент обязуется публиковать отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций устойчивого развития, в том числе и на своем сайте. В каждом отчете Эмитент обязуется раскрывать данные о проектах в соответствии с требованиями законодательства, нормативных актов Банка России и биржи, осуществившей листинг облигаций. Данная отчетность среди прочего будет содержать:
-
наименование проекта(-ов);
-
краткое описание проекта(-ов) (в рамках имеющихся обязательств по конфиденциальности);
-
утвержденный объем финансирования проекта(-ов) за счет облигаций;
-
доля финансирования проекта(-ов) за счет других источников;
-
сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;
-
сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;
-
сведения об управлении нераспределенными средствами;
-
сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации проектов, указанных в решении о выпуске облигаций устойчивого развития:
o ежегодное сокращение выбросов СО2, тыс. тонн СО2-эквивалента;
o ежегодное сокращение потребления тепло- и электроэнергии;
o количество сохраненных или созданных рабочих мест за счет реализации социального проекта.
-
сведения, подтверждающие реализацию проекта(-ов), описание которого(-ых) содержится в решении о выпуске облигаций устойчивого развития, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;
-
сведения о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения облигаций устойчивого развития;
-
сведения о фактах и сути нарушения принципов и стандартов финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого», а также социального финансирования при реализации проекта(-ов);
-
сведения о состоянии проекта(-ов) на дату окончания отчетного периода.
Данный отчет будет публиковаться Эмитентом ежегодно в срок не позднее 150 (ста пятидесяти) дней с даты окончания отчетного года. Эмитент представил Агентству шаблон данного отчета. Кроме того, Эмитент представил АКРА ключевые методики, модели и допущения для расчета экологических и социальных эффектов по каждому проекту.
Для подтверждения регулярной отчетности об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций устойчивого развития, Эмитент планирует на свое усмотрение привлекать независимых верификаторов, однако обязательное привлечение внешнего аудитора и/или консультанта не предполагается.
По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021 и ПСО-2021.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
В соответствии с процедурой, принятой Эмитентом, за предоставление финансовых средств по отобранным проектам отвечают корпоративный блок Банка (проект А и С), филиал «РОСБАНК Авто» (проект В), а также департамент малого бизнеса (проект С). Эмитентом выделена отдельная штатная единица, отвечающая за консолидацию и мониторинг данных по рефинансируемым проектам, — руководитель направления ESG-банкинга.
Эмитентом утверждены Политика и дорожная карта в области устойчивого развития в рамках обновленной стратегии на период 2023–2027 годов, а также разработан ряд отраслевых политик по учету экологических и социальных рисков при финансировании / рефинансировании проектов.
АКРА высоко оценивает уровень интеграции принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента Агентство оценивает как высокое.
Финансовая реализуемость проектов
Все проекты, заявленные Эмитентом в рамках данного выпуска, будут рефинансироваться, что позволяет оценить их финансовую реализуемость как высокую.
Ключевые допущения
-
целевое использование средств, полученных от выпуска облигаций устойчивого развития.
Ключевые допущения при расчете экологических и социальных эффектов
1. Для проекта A. Расчет сокращения тепло- и электроэнергии за счет реализации проекта был проведен на основании фактических данных по изменению среднего расхода энергоносителей (электро-, тепло- и газоснабжения) в связи с реконструкцией корпусов за период с 2018 по 2021 год, а также на основании фактических данных об изменении среднего расхода энергоносителей в связи со строительством новых корпусов за аналогичный период (в последнем случае проводилось сравнение с уже функционирующими корпусами).
2. Для проекта B. Прямые выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ при эксплуатации электромобилей отсутствуют. Для расчета потенциального снижения выбросов CO2 в год использовалось допущение, что средний пробег у легковых машин в среднем за год в Москве составляет 16,1 тыс. км. В качестве среднего значения выбросов парниковых газов на 1 км для легкового автомобиля с ДВС использовались данные о средних выбросах парниковых газов на 1 км от новых пассажирских автомобилей в Европе за 2016–2019 годы6. Использовалось допущение, что рассматриваемой альтернативой покупки электромобиля является покупка нового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, произведенного в ЕС. Данные за 2020 год не использовались ввиду их низкой репрезентативности.
3. Для проекта C. Учет количества сохраненных рабочих мест рассчитывался Эмитентом в зависимости от численности сотрудников в компании-заемщике на дату предоставления кредита. Для расчетов за основу принимались данные от заемщиков и различных систем и сервисов профессионального анализа рынка. К моменту выпуска проведена экспертная оценка, и к базовому количеству применен коэффициент 0,6, определяющий более консервативный и актуальный показатель.
Компоненты оценки
Соответствие выпуска ПЗО-2021 / ПСО-2021: соответствует.
Уровень оценки: SDR1.
Дополнительная информация
Оценка облигаций ПАО РОСБАНК и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2021) была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития в части оценки облигаций в области устойчивого развития.
Мнение АКРА о соответствии облигаций ПАО РОСБАНК и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2021), публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии облигаций ПАО РОСБАНК международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2021) и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных ПАО РОСБАНК, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций ПАО РОСБАНК международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также социального финансирования (ПСО-2021) и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной. ПАО РОСБАНК принимало участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.
1 ICMA — Международная ассоциация рынков капитала (International Capital Market Association).
2 См. Принципы «зеленых» облигаций ICMA (перевод на русский язык): https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/Translations/Russian-GBP_2021-06v2-100222.pdf.
3 См. Принципы социальных облигаций ICMA (перевод на русский язык): https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/Translations/Russian-SBP-2021_06-090222.pdf.
4 Документ доступен по ссылке: https://api.rosbank.ru/doc/politika-v-sfere-vypuska-obligacii-ustoichivogo-razvitiya.pdf.
5 SPIF-эксперт — работник офиса синдицированного и структурированного финансирования Банка, отвечающий за ESG-направление корпоративного бизнеса.
6 https://www.eea.europa.eu/ims/co2-performance-of-new-passenger.
Приложение. Описание проектов, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций устойчивого развития
Проекты: |
A |
B |
C |
Название и описание проекта |
Проект по модернизации действующей птицефабрики, включающий в себя реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов (ферм) и закупку оборудования для них, а также строительство новых объектов, и позволяющий сократить потребление тепло- и электроэнергии.
|
Пул автокредитов, ранее выданных на покупку автомобилей с электродвигателем.
Пул автокредитов физическим лицам представляет собой потребительские автокредиты, выданные Банком на покупку электрокаров марок Tesla, Porsche, Nissan. Кредитование физических лиц на покупку автомобилей с электродвигателем направлено на стимуляцию постепенного замещения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на автомобили с электродвигателем (экологически чистый транспорт). |
Пул кредитов, ранее выданных субъектам МСП в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня.
Кредитование субъектов МСП направлено на достижение положительных эффектов с точки зрения социального воздействия, которые выражаются в сохранении рабочих мест предприятиями МСП и косвенном снижении напряженности на рынке труда в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня. |
Перечень мероприятий, стадия реализации
|
Банк ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Проведена закупка оборудования для трансформаторных подстанций; завершены строительные работы по установке оборудования и монтаж оборудования; завершена реконструкция центрального дезбарьера и весовых барьеров в соответствии с санитарными нормами; проведены мероприятия по улучшению условий хранения готовой продукции с соблюдением температурных режимов и санитарно-ветеринарных правил, а также по улучшению производственной площадки. |
Эмитент ранее предоставил клиентам —физическим лицам кредиты на покупку электромобилей в период с января 2021 года по март 2023-го. На дату проведения верификации за счет предоставленного финансирования было приобретено 117 электромобилей. |
Эмитент ранее предоставил клиентам — субъектам МСП кредиты на развитие бизнеса. За период с января 2020 года по февраль 2023-го финансирование получили 226 субъектов МСП. |
Категория проектов ICMA |
Энергоэффективность |
Экологически чистый транспорт |
Финансирование МСП, способствующее борьбе с безработицей, вызванной социально-экономическим кризисом. |
Обоснование экологических и социальных эффектов и пояснения |
Снижение расхода электроэнергии на один производственный корпус на 59% по сравнению с базовым годом в рамках модернизации существующего производственного процесса, а также снижение усредненного потребления электроэнергии на 1 кв. м площади на 37% для новых объектов (в сравнении с потреблением электроэнергии в аналогичных существующих производственных корпусах). Проект способствует созданию / сохранению рабочих мест и не несет в себе существенных социальных рисков. |
Снижение выбросов парниковых газов на 226 т СO2 ежегодно за счет постепенного замещения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на автомобили с электродвигателем. Проект не несет в себе существенных социальных рисков. |
Сохранение рабочих мест предприятиями МСП и (в количестве не менее 2 002 рабочих мест) снижение напряженности на рынке труда в регионах России с уровнем безработицы выше среднестранового уровня.
Косвенный показатель — снижение напряженности на рынке труда в регионах деятельности МСП. Проект не несет значимых побочных эффектов для окружающей среды. |
Источник: ПАО РОСБАНК