Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, а также высокой операционной эффективностью бюджета в совокупности с существенной гибкостью бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают показатели экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, а также возрастающая потребность бюджета Области в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов.

Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,4 млн человек (порядка 2,3% населения России). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 2 042 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, за 2022 год показатель был равен 2 128 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль с возрастающей потребностью в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 24%. При этом объем баланса текущих операций по итогам 2023 года ожидается положительным, что позволит профинансировать порядка трети прогнозного объема капитальных расходов без использования дополнительного финансирования.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 36%, что, по мнению Агентства, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. При этом капитальные расходы в среднем примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет. Усредненная за указанный выше период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -5%, при этом показатель МБД по итогам 2023 года ожидается существенно ниже нуля, что связано с финансированием прогнозного дефицита бюджета. Для финансирования совокупного объема капитальных расходов Области предстоит использовать большую часть накопленных остатков на счетах, а также привлечь заемные средства, которые по актуальной версии закона о бюджете будут представлены бюджетными кредитами.

По итогам 2022 года доходная часть бюджета Челябинской области сократилась на 8% к показателю по итогам 2021-го, в том числе на 18% снизился объем безвозмездных поступлений. ННД Области при этом сократились примерно на 5% главным образом из-за уменьшения поступлений по налогу на прибыль на 28%. Снижение поступлений по налогу на прибыль было отчасти компенсировано ростом поступлений по налогам на товары и услуги на 49% год к году и по НДФЛ на 7%, а также существенным приростом доходов от размещения средств бюджета — показатель за прошлый год вырос практически в шесть раз. Расходы областного бюджета увеличились на 19% к уровню 2022 года, в том числе капитальные расходы возросли почти в полтора раза. Бюджет Челябинской области за минувший год был исполнен с дефицитом в 12% ННД. Примерно три четверти сложившегося дефицита было профинансировано за счет полученных бюджетных кредитов, оставшаяся часть — за счет остатков на счетах.

По актуальной версии закона о бюджете Области в 2023 году ожидается дальнейшее снижение ее доходов. Совокупные доходы бюджета могут сократиться на 12% к уровню 2022 года за счет возможного снижения безвозмездных поступлений примерно на четверть и объема ННД на 8%. Планируется, что расходная часть бюджета Области увеличится на 7% год к году, в том числе на 6% вырастут капитальные расходы. Дефицит в таком случае может достигнуть 40% ННД. Регион планирует профинансировать порядка трети ожидаемого дефицита за счет накопленной ликвидности, остальную часть — за счет привлечения заемных средств, в том числе бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов.

АКРА исходит из предположения, что прирост поступлений по НДФЛ в 2023 году будет близок к уровню инфляции, в связи с чем сокращение ННД Региона будет несколько ниже предполагаемого законом о бюджете показателя. Рост расходной части бюджета по итогам текущего года может оказаться менее существенным благодаря сохранению объема капитальных расходов на уровне 2022 года, при этом капитальные расходы будут частично профинансированы за счет привлеченных бюджетных кредитов. Прогнозируемый Агентством на 2023 год дефицит бюджета составит 29% ННД и примерно в равных частях будет покрыт за счет накопленной ликвидности и привлеченных бюджетных кредитов.

Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2023 долг Челябинской области увеличился на 59% и составил 38,7 млрд руб. Рост абсолютной величины долга по итогам истекшего года обусловлен привлечением 17,4 млрд руб. бюджетных кредитов, большая часть которых (14,9 млрд руб.) представлена бюджетными кредитами, направленными на финансирование инфраструктурных проектов Региона. Оставшаяся часть бюджетных кредитов была направлена на погашение коммерческой задолженности муниципальных образований Области. Наряду с этим в 2022 году была списана часть государственных гарантий Региона. На начало 2023 года долг Челябинской области был преимущественно представлен бюджетными кредитами (80%), оставшаяся часть приходилась на облигации. График погашения долга плавный, периоды пиковых выплат отсутствуют. В текущем году погашается 6% долга, в 2024-м — 8%. Более 70% долга погашается после 2025 года.

По состоянию на 01.03.2023 объем долга и график его погашения практически не изменились.

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 17%. В связи с ожидаемым привлечением бюджетных кредитов на капительные цели на фоне снижения текущих доходов по итогам 2023 года АКРА ожидает рост долговой нагрузки Региона. По мнению Агентства, соотношение долга и текущих доходов Области может вырасти почти до 30%.

Соотношение усредненного за 2019–2023 годы долга и ВРП Региона составит порядка 2%, соотношение усредненных за указанный период процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) будет равно 0,3%.

Остатки на счетах позволят частично профинансировать ожидаемый по итогам текущего года дефицит бюджета. В течение 2022 года остатки на счетах Области в среднем более чем в три раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Значительная часть средств Региона аккумулировалась на едином казначейском счете, что позволило получить большой объем дополнительных доходов. По состоянию на 01.01.2023 объем остатков на счетах сократился примерно на 20% к показателю по итогам 2021 года в связи с финансированием бюджетного дефицита.

Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Челябинской области по итогам 2023 года составит порядка 75%. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, достаточно для финансирования значительной части прогнозируемого на 2023 год дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.

Умеренные показатели развития экономики со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, порядка 36% налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс (усредненная доля за 2019–2022 годы), однако в 2022 году доля налоговых поступлений от металлопромышленного комплекса существенно снизилась. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».

В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе был равен 71% от среднестранового уровня. Безработица в Области по итогам 2022 года составила 3,1%, ее усредненный за 2019–2022 годы уровень был равен 4,2%. Соотношение усредненных за указанный период среднемесячной заработной платы в Регионе и прожиточного минимума составило 3,5.

Ключевые допущения

  • менее значительное снижение доходной части бюджета в сопоставлении с прогнозируемым в актуальной версии закона о бюджете уровнем;

  • сохранение в 2023 году объема капитальных расходов на уровне 2022 года;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для частичного финансирования ожидаемого дефицита текущего года;

  • привлечение в текущем году инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета Области в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;

  • увеличение объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост концентрации экономики Региона на металлургическом комплексе;

  • дальнейший рост потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования при существенном сокращении объема доступной ликвидности;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%.

Рейтинги выпусков

Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).

Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).

Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.