Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.
Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. На территории Округа добывается более 85% российского газа, а его номинальный ВРП в 2022 году составил, по оценке Округа, 5,8 трлн руб. Численность населения ЯНАО составляет примерно 0,4% населения страны.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы оценки
Высокая степень самодостаточности бюджета. Поступления в бюджет Округа зависят от конъюнктуры на мировых рынках, что подтверждает динамика доходов за последние три года. Актуальная версия закона об окружном бюджете на текущий год предусматривает в 2023 году снижение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) относительно фактически исполненных доходов предыдущего года на 17% (во многом за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль). В 2022 году поступления по налогу на прибыль выросли на 31%, а в 2021 — на 85%. Отчасти эти колебания сглаживаются благодаря высокой доле поступлений по налогу на имущество в структуре доходов, однако полностью нивелировать эффект влияния внешних рынков невозможно.
В 2022 году бюджет был исполнен со значительным профицитом, в связи с чем резервы Региона возросли. На 2023 год запланирован дефицит бюджета (вследствие снижения доходов и роста расходов, прежде всего капитальных), который будет профинансирован за счет накопленных резервов.
Бюджет ЯНАО характеризуется высокой долей собственных доходов, усредненная2 доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2019 по 2023 год составит 92%. В структуре ННД в разные годы преобладают налог на имущество и налог на прибыль.
Бюджет Региона отличается высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2019–2023 годы составит 24%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в указанный период окажется на уровне -2%. Текущие расходы в полной мере обеспечены доходной частью бюджета, но для финансирования капитальных расходов возникнет необходимость использовать накопленные остатки на счетах.
Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2019–2023 годах составит 29%. В среднем более 80% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Минимальный уровень долговой нагрузки. На конец 2022 года отношение долга к текущим доходам ЯНАО составило менее 1%. По состоянию на конец 2023-го, исходя из ожиданий Округа, уровень долговой нагрузки останется минимальным.
Доля краткосрочного долга на начало 2023 года была близка к 100%, однако данный показатель нерепрезентативен в связи с низкой долговой нагрузкой.
Расходы Региона на обслуживание госдолга необременительны для его бюджета: соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций составит 0,2%. Процентные доходы превышают процентные расходы. Соотношение ВРП Округа и его долга несущественно.
В 2022 году Округ предоставил государственные гарантии в размере 2,8 млрд руб. по договорам займа в рамках проектов по строительству инфраструктуры «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). На начало текущего года объем задолженности по этим займам составлял 24 млн руб.
Высокий уровень ликвидности бюджета. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах. По состоянию на 01.01.2023 остатки многократно превосходили объем совокупного долга и более чем в три раза превышали среднемесячные расходы бюджета за 2022 год. ЯНАО использует право размещать остатки средств на депозитах. Коэффициент ликвидности Округа (по методологии АКРА) по итогам текущего года будет соответствовать максимальной оценке.
В связи с высоким уровнем запаса ликвидности ЯНАО не участвует в аукционах по приобретению ликвидности, а также не привлекает средства на устранение кассовых разрывов.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 85% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2018–2021 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в 8,8 раза превышало усредненное среднестрановое значение.
В 2019–2022 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 6,2, а уровень безработицы (по методологии МОТ) последние четыре года был ниже 3%.
Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих примерно половину его налоговых поступлений.
ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 2021 год 85% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет и только 15% поступило в консолидированный бюджет Округа. За тот же период вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет составил 17% (второе место среди российских регионов).
Ключевые допущения
-
сохранение социально-экономических показателей Региона на высоком уровне;
-
снижение ННД в 2023 году в пределах, указанных в законе об окружном бюджете;
-
использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;
-
существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).
ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.