Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, а также умеренно высокой операционной эффективностью бюджета, значительной диверсификацией налоговых доходов и существенным объемом остатков на счетах бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития и растущая потребность бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает порядка 5,8 млн чел. (4% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2021 года составил 3,2 трлн руб. (порядка 3% совокупного ВРП регионов РФ). По оценкам Края, ВРП в 2022 году составил 3,5 трлн руб. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 14%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года останется положительным. Данный показатель указывает на возможность финансирования порядка четверти прогнозного объема капитальных расходов без использования накопленной ликвидности.

Усредненная за 2019–2023 годы доля капитальных расходов в совокупных расходах составит порядка 21%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, поскольку за последние четыре года капитальные расходы в среднем примерно на три четверти финансировались Регионом самостоятельно. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -3%, при этом в 2023 году показатель МБД ожидается на ощутимо отрицательном уровне ввиду существенного ожидаемого роста расходной части бюджета в текущем году. Для финансирования капитальных расходов Краю предстоит использовать значительную часть накопленных остатков на счетах, а также привлечь заемные средства, которые по актуальной версии закона о бюджете будут в основном представлены бюджетными кредитами.

По итогам прошлого года доходная часть бюджета Краснодарского края увеличилась на 16% к показателю 2021 года, в том числе на 14% выросли ННД Региона. Прирост ННД был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ на 18%, налогам на товары и услуги — на 27%, налогам на совокупный доход — на 18%. Поступления по налогу на прибыль остались на уровне 2021 года. Также росту ННД способствовали возросшие доходы от размещения средств бюджета: этот показатель увеличился более чем в четыре раза к уровню предыдущего периода. Расходная часть бюджета Края увеличилась приблизительно на четверть за 2022 год, при этом текущие расходы выросли на 13%, а объем капитальных расходов возрос более чем вдвое. По итогам 2022 года бюджет был исполнен с профицитом в 3% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах бюджета.

По актуальной версии закона о бюджете Края в 2023 году ожидается снижение доходов бюджета на 6% к уровню 2022 года. Сокращение прогнозируется за счет возможного снижения безвозмездных поступлений примерно на четверть при не столь существенном росте объема ННД на 1%. Планируется, что расходная часть бюджета Региона увеличится на 21% год к году, а капитальные расходы в их составе — на 78%. Дефицит в данной ситуации может достигнуть 32% ННД. Край планирует профинансировать порядка половины ожидаемого дефицита за счет накопленной ликвидности, остальную часть — за счет привлечения заемных средств, в том числе бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2023 долг Краснодарского края увеличился на 13% и составил 112,6 млрд руб. Рост абсолютной величины долга по итогам истекшего года обусловлен привлечением 17,5 млрд руб. бюджетных кредитов, большая часть которых (9,5 млрд руб.) представлена бюджетными кредитами для финансирования инфраструктурных проектов Региона. Оставшаяся часть бюджетных кредитов была направлена на погашение краткосрочной коммерческой задолженности Края и его муниципальных образований. На начало 2023 года долг Краснодарского края был преимущественно представлен бюджетными кредитами (78%), оставшаяся часть приходилась на облигации. График погашения долга плавный, периоды пиковых выплат отсутствуют. В текущем году погашается 6% долга, в 2024-м — 10%. Более 68% долга погашается после 2025 года.

По состоянию на 01.03.2023 объем долга и график его погашения не изменились.

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Края составило 29%. В связи с ожидаемым привлечением бюджетных кредитов на капитальные цели по итогам 2023 года АКРА ожидает рост долговой нагрузки Региона. По мнению Агентства, соотношение долга и текущих доходов Края может вырасти до 41%.

Соотношение усредненного за 2019–2023 годы долга и ВРП Региона составит порядка 3%, соотношение усредненных за указанный период процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) будет равно 0,7%.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и получает доходы от управления временно свободными средствами, по итогам 2022 года объем процентных доходов превысил 3% ННД. С начала 2022 года остатки на счетах по учету средств краевого бюджета превышали его среднемесячные расходы в среднем втрое. За минувший год объем ликвидности Края вырос на 34% к уровню на начало года. Этому способствовал профицит бюджета и частичное размещение бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) Краснодарского края по итогам 2023 года составит порядка 75%. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, достаточно для финансирования значительной части прогнозируемого на 2023 год дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.

Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг.

Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценкам АКРА, в 2018–2021 годах формировали порядка 13 и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. По итогам десяти месяцев 2022 года существенных изменений в диверсификации экономики не произошло, доля «Оптовой торговли» составила 17%, «Транспорта» — порядка 15%.

ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня по большей части в связи с большой численностью населения Региона. Соотношение усредненных за 2018–2021 годы краевого подушевого ВРП и среднестранового подушевого ВРП составило 69%. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,3. Безработица в Регионе по итогам 2022 года составила 3,5%, ее усредненный за 2019–2022 годы уровень был равен 4,3%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;

  • привлечение в текущем году инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для частичного финансирования ожидаемого дефицита текущего года;

  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и текущих доходов Края ниже 30%;

  • снижение потребности бюджета в использовании накопленных остатков;

  • исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом, существенно меньшим запланированного уровня.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост долговой нагрузки Региона в совокупности со значительным увеличением доли краткосрочного долга;

  • увеличивающаяся потребность в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов;

  • значительное снижение уровня ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При присвоении кредитного рейтинга Краснодарскому краю произведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации в части оценки показателя ВРП на душу населения. Не осуществлялась корректировка показателя ВРП, связанная со снижением дециля подушевого ВРП, по причине однократного отставания динамики данного показателя от среднестрановых значений.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.