АКРА подтвердило кредитный рейтинг Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ) на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и подтвердило кредитные рейтинги выпусков облигаций ВЭБ.РФ (RU000A105YH8, RU000A105JU2, RU000A104Z48, RU000A104Z63, RU000A1042W6, RU000A103FY7, RU000A1031Z2, RU000A1031Y5, RU000A1031S7, RU000A1031T5, RU000A1031U3, RU000A102K96, RU000A102FC5, RU000A101WF5, RU000A101TB0, RU000A100GY1, RU000A1003W8, RU000A1001V4, RU000A1013P1) на уровне AAA(RU).

Кредитный рейтинг ВЭБ.РФ находится на уровне кредитного рейтинга финансовых обязательств Правительства Российской Федерации по национальной шкале, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания ВЭБ.РФ экстраординарной поддержки правительством. Собственная кредитоспособность ВЭБ.РФ не является фактором, влияющим на его кредитный рейтинг.

ВЭБ.РФ не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» от 17.05.2007. Согласно Меморандуму о финансовой политике ВЭБ.РФ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 10.08.2021 № 2208-р, ВЭБ.РФ участвует в реализации инициатив Правительства РФ в сфере социально-экономического развития страны.

АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и/или в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности ВЭБ.РФ Правительство РФ предоставит ВЭБ.РФ достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки от государства в первую очередь по причине исключительности реализуемых ВЭБ.РФ функций, исполнения важной роли на рынке финансовых услуг и наличия законодательно закрепленных обязательств по предоставлению финансовой поддержки от государства.

ВЭБ.РФ — институт развития, выполняющий в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки. Масштаб операций ВЭБ.РФ является существенным в рамках российской экономики. АКРА полагает, что в настоящее время отсутствует возможность передачи функций ВЭБ.РФ другим государственным или частным организациям. По мнению АКРА, в текущих условиях (в том числе санкционного давления) роль ВЭБ.РФ в части поддержки российской экономики становится более значимой.

По мнению АКРА, гипотетический дефолт ВЭБ.РФ может быть сопряжен для государства с очень существенными потерями бюджетных средств: как с прямыми (размещения на счетах в ВЭБ.РФ), так и с косвенными (в том числе через приостановление реализации приоритетных инфраструктурных проектов федерального значения), а также с существенными репутационными потерями Правительства РФ вследствие снижения доверия инвесторов и кредиторов госсектора экономики в различных отраслях.

К другим факторам, свидетельствующим об очень сильных связях ВЭБ.РФ с государством, АКРА относит законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства и готовность государства оказать поддержку через законодательно определенные бюджетные механизмы. В 2018 году Правительством РФ принято решение о предоставлении ВЭБ.РФ субсидий (правила предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1611 «Об уставном капитале государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»). В 2019 году в целях диверсификации источников долгосрочного фондирования срок размещения средств федерального бюджета в ВЭБ.РФ был увеличен с одного года до пяти лет.

Уровень собственной кредитоспособности ВЭБ.РФ может сохранять зависимость от государственного финансирования и эффективности реализации стратегии развития. По мнению АКРА, ключевыми задачами команды ВЭБ.РФ на ближайшее время и в среднесрочной перспективе являются: 1) масштабная поддержка российской экономики текущих условиях; 2) участие в выполнении Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе путем оказания финансовой и нефинансовой поддержки стратегически важным для развития России проектам; 3) реструктуризация «старого» портфеля проблемных кредитов.

В 2022 году на результатах деятельности ВЭБ.РФ сказывались факторы операционной среды, значимые для большинства крупных финансовых институтов страны. ВЭБ.РФ сохранил показатели достаточности капитала на уровне, который с запасом превышает установленные Меморандумом о финансовой политике ВЭБ.РФ требования. Однако дальнейшее развитие ВЭБ.РФ может потребовать дополнительной финансовой поддержки Правительства РФ. Позиция по фондированию и ликвидности в целом оценивается как комфортная, а запаса ликвидных активов достаточно для исполнения обязательств по привлеченным средствам.

Агентство по-прежнему придерживается мнения о том, что с учетом сложности и комплексности «старого» портфеля проблемной задолженности, а также текущих негативных тенденций в экономике России ощутимая отдача от работы по реструктуризации портфеля возможна скорее в долгосрочной перспективе.

Финансовые показатели деятельности ВЭБ.РФ на горизонте действия стратегии также будут зависеть от объемов финансирования проектов общегосударственного значения и уровня компенсации по ним со стороны государства.

Ключевые допущения

  • достаточность объемов государственной поддержки для расчетов с кредиторами в ближайшие годы;

  • развитие в рамках стратегии на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года с учетом утвержденного Наблюдательным советом в 2022 году перечня 26 основных (приоритетных) направлений деятельности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • существенное снижение уровня системной значимости ВЭБ.РФ для экономики РФ.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

ВЭБ.РФ, ПБО-002P-36 (ISIN RU000A105YH8); срок погашения — 18.09.2030, объем эмиссии — 50 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-34 (ISIN RU000A105JU2); срок погашения — 03.12.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-002P-33 (ISIN RU000A104Z48); срок погашения — 15.07.2027, объем эмиссии — 50 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-32 (ISIN RU000A104Z63); срок погашения — 14.01.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-002P-31 (ISIN RU000A1042W6); срок погашения — 18.10.2028, объем эмиссии — 50 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-30В (ISIN RU000A103FY7); срок погашения — 23.07.2026, объем эмиссии — 550 млн долл. США, — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-29 (ISIN RU000A1031Z2); срок погашения — 01.05.2026, объем эмиссии — 20 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-28 (ISIN RU000A1031Y5); срок погашения — 29.04.2026, объем эмиссии — 80 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-26 (ISIN RU000A1031U3); срок погашения — 18.04.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-25 (ISIN RU000A1031T5); срок погашения — 18.04.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-24 (ISIN RU000A1031S7); срок погашения — 18.04.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-23В (ISIN RU000A102K96); срок погашения — 17.12.2025, объем эмиссии — 350 млн долл. США, — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-22 (ISIN RU000A102FC5); срок погашения — 05.12.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-21 (ISIN RU000A101WF5); срок погашения — 21.07.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-19 (ISIN RU000A101TB0); срок погашения — 10.06.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-18 (ISIN RU000A1013P1); срок погашения — 17.11.2026, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-17 (ISIN RU000A100GY1); срок погашения — 22.06.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-14 (ISIN RU000A1003W8); срок погашения — 09.02.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-13 (ISIN RU000A1001V4); срок погашения — 19.01.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ВЭБ.РФ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам ВЭБ.РФ. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ВЭБ.РФ — AAA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ВЭБ.РФ и облигационных выпусков ВЭБ.РФ (RU000A105YH8, RU000A105JU2, RU000A104Z48, RU000A104Z63, RU000A1042W6, RU000A103FY7, RU000A1031Z2, RU000A1031Y5, RU000A1031S7, RU000A1031T5, RU000A1031U3, RU000A102K96, RU000A102FC5, RU000A101WF5, RU000A101TB0, RU000A100GY1, RU000A1003W8, RU000A1001V4, RU000A1013P1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ВЭБ.РФ был опубликован АКРА 12.07.2017, кредитные рейтинги облигаций ВЭБ.РФ были опубликованы АКРА: 16.03.2023 — RU000A105YH8, 06.12.2022 — RU000A105JU2, 20.07.2022 — RU000A104Z48 и RU000A104Z63, 23.11.2021 — RU000A1042W6, 29.07.2021 — RU000A103FY7, 07.05.2021 — RU000A1031Z2, 05.05.2021 — RU000A1031Y5, 27.04.2021 — RU000A1031S7, 27.04.2021 — RU000A1031T5, 27.04.2021 — RU000A1031U3, 23.12.2020 — RU000A102K96, 08.12.2020 — RU000A102FC5, 24.07.2020 — RU000A101WF5, 18.06.2020 — RU000A101TB0, 28.06.2019 — RU000A100GY1, 14.02.2019 — RU000A1003W8, 25.01.2019 — RU000A1001V4, 26.11.2019 — RU000A1013P1. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ВЭБ.РФ, а также кредитных рейтингов облигаций ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ВЭБ.РФ, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ВЭБ.РФ по МСФО и управленческой отчетности ВЭБ.РФ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ВЭБ.РФ принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ВЭБ.РФ дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Валерий Пивень
Управляющий директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Иван Пестриков
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 135
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.