Повышение кредитного рейтинга Томска (далее — Томск, Город) обусловлено возросшим по итогам прошлого года объемом доступной ликвидности бюджета в совокупности с сократившейся долей коммерческого долга благодаря получению Городом бюджетного кредита от вышестоящего бюджета.

Кредитный рейтинг Города определяется низким уровнем относительной долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, а также умеренными показателями бюджетного профиля и стабильными показателями развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается сохраняющейся потребностью бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на капитальные цели, низким объемом баланса текущих операций и существенной зависимостью доходов Города от трансфертов из бюджета Томской области.

Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2022 году составило 584 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 30%.

Ключевые факторы оценки

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 4%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов. В соответствии с утвержденными в решении о бюджете Города показателями, баланс текущих операций по итогам 2023 года останется положительным, однако недостаточным для финансирования капитальных расходов в полном объеме.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом объема субвенций) оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 21%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы примерно на три четверти финансируются за счет бюджета Томской области, что указывает на низкую гибкость бюджетных расходов Города.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Томска (без учета субвенций) за указанный выше период составит 54%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов и свидетельствует о значительной зависимости Города от вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%, что указывает на сохраняющуюся умеренную потребность бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели. АКРА отмечает, что большая часть текущей потребности в финансировании капитальных расходов покрывается за счет остатков на счетах Города, однако по актуальной версии решения о бюджете для этих целей планируется привлекать долговое финансирование.

По итогам 2022 года доходная часть бюджета Города увеличилась на 4% к уровню 2021 года. При этом ННД выросли на 9% преимущественно за счет прироста поступлений по НДФЛ на 17%. Объем безвозмездных поступлений практически не изменился в годовом выражении. Увеличение расходной части бюджета Томска по итогам 2022 года составило 5%, при этом текущие расходы возросли на 11%, а капитальные снизились практически на треть. Профицит бюджета по итогам прошлого года составил 1% ННД и был направлен на увеличение остатков на счетах Города.

По актуальной версии решения о бюджете Города в 2023 году прогнозируется увеличение доходной части на 17% к уровню 2022 года. Основным драйвером прироста послужат безвозмездные поступления, которые увеличатся на 24% год к году, в том числе более чем вдвое вырастут капитальные трансферты. ННД Томска вырастут на 8% благодаря ожидаемому увеличению поступлений по НДФЛ на 10% и по налогам на совокупный доход — на 16%. Ожидаемый прирост расходной части бюджета по итогам 2023 года составит 23%, большую часть прироста сформируют капитальные расходы, объем которых увеличится более чем в два раза. Дефицит бюджета будет равен 11% ННД, а его финансирование планируется осуществить преимущественно за счет долговых источников.



1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2022 года объем долга Томска практически не изменился в годовом выражении и составил 4,3 млрд руб. Однако за минувший год структура долгового портфеля Города существенно изменилась, поскольку был получен бюджетный кредит из вышестоящего бюджета на замещение коммерческой задолженности в объеме 1,2 млрд руб. Полученные средства позволили рефинансировать 0,4 млрд руб. облигаций Города и порядка 0,8 млрд руб. банковской задолженности. По состоянию на начало текущего года долг Томска был представлен примерно в равных долях банковскими кредитами, облигациями и бюджетными кредитами. На начало 2022 года 56% долга приходилось на банковские кредиты, а оставшаяся часть — на облигационные выпуски. Снижение доли коммерческого долга, по мнению Агентства, благоприятно отразилось на графике погашения обязательств, однако умеренные риски рефинансирования обязательств сохранились. На начало текущего года Городу предстояло погасить или рефинансировать 34% долга, что эквивалентно 16% прогнозируемых на текущий год ННД, в 2024 году погашению подлежало 29% долга (13% ожидаемых ННД).

По состоянию на 01.04.2023 объем долга Томска и график его погашения практически не изменились за исключением части банковских кредитов, рефинансированных кредитами с более поздним сроком погашения.

Долговая нагрузка на городской бюджет оценивается как низкая. По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Города составило 23%. На конец текущего года, в соответствии с утвержденными параметрами бюджета, долговая нагрузка Томска будет равна 26%. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит 2%.

Валовой городской продукт (ВГП) Томска не рассчитывается в силу отсутствия данных, однако, по мнению Агентства, соотношение долга Города и его ВГП могло бы быть значительно ниже 20%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии Агентства.

Объем доступной ликвидности увеличился по итогам прошлого года. За 2022 год объем остатков на счетах Города вырос на 28% в связи с исполнением бюджета по итогам года с профицитом. Тем не менее за период с начала 2022 года по март 2023 года остатки на счетах Томска (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) покрывали в среднем около 18% его ежемесячных расходов. Город планирует использовать лишь небольшую часть накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита бюджета в 2023 году.

Коэффициент ликвидности бюджета Города (без учета средств автономных и бюджетных учреждений, но с учетом открытых возобновляемых кредитных линий (ВКЛ) со сроком погашения более одного года) по итогам 2023 года составит 83%.

В текущем году Томск не заключал договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление краткосрочных бюджетных кредитов. Для финансирования возможных кассовых разрывов Томск использует открытые кредитные линии. По данным Города, на 01.01.2023 просроченная кредиторская задолженность отсутствовала.

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Томске расположены крупные промышленные предприятия, среди которых: ООО «Томскнефтехим» (производство химических органических веществ), ООО «Газпром трансгаз Томск» (транспортировка газа по трубопроводам), ООО «Газпромнефть-Восток» (добыча нефти), АО «Газпром добыча Томск» (добыча природного газа), ООО «КДВ Групп» (оптовая торговля пищевыми продуктами), ОАО «Томское пиво» (производство пива). По оценке АКРА, Город ежегодно формирует порядка трети от объема отгруженной продукции Томской области. В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (свыше 80%) в 2022 году занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации. В Городе развиты отрасли производства электрического оборудования, химических веществ и пищевых продуктов.

Оценочное соотношение усредненных за 2018–2021 годы подушевого ВГП Томска и подушевого среднестранового ВРП регионов России могло составить 50%. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума в Томске превышало 3,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу, который исторически был почти в два раза ниже уровня безработицы, зафиксированного в Томской области, сократился до 0,5% по итогам 2022 года. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 4,0%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета по итогам 2023 года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;

  • сохранение низкой долговой нагрузки в 2023–2024 годах;

  • привлечение долга для финансирования ожидаемого дефицита бюджета;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли собственных доходов в составе бюджета;

  • рост объема баланса текущих операций по итогам 2023 года;

  • привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня операционной эффективности бюджета;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов в совокупности с привлечением краткосрочных долговых обязательств;

  • снижение объема доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Томск, 34007 (ISIN RU000A1018A2), срок погашения — 22.12.2024, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU);

Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1), срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A1018A2, RU000A102LR1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A1018A2, RU000A102LR1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 17.06.2020 и 29.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Томска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.