Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, умеренно высокими показателями операционной эффективности бюджета и гибкости бюджетных расходов. Кредитный рейтинг ограничивается умеренными показателями развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.
Прогноз по кредитному рейтингу Оренбургской области обусловлен ожиданиями АКРА относительно сохранения высокого уровня ликвидности бюджета по итогам текущего года при сохранении низкого уровня долговой нагрузки Региона.
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе, на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения России, на ее долю приходится 1,2% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. ВРП Области в 2021 году достиг 1,39 трлн руб., по итогам 2022 года Регион ожидает его незначительного снижения (на 1%) на фоне сокращения объемов производства в добывающей отрасли. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% добычи нефти и газа в стране.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 18%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и существенной части капитальных расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 27%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно наполовину финансируются Областью за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 72% по итогам текущего года.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне 1%. При этом в 2023 году показатель МБД ожидается отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов на фоне существенного ожидаемого роста расходной части бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования дополнительных источников финансирования капитальных расходов.
По итогам 2022 года доходы Оренбургской области увеличились на 3% в сравнении с 2021 годом. ННД Региона выросли на 1% в связи с ростом поступлений по НДФЛ и по налогу на имущество на 14 и 18% соответственно, а также в связи с получением существенного дохода от размещения средств бюджета (3% ННД). В то же время поступления по налогу на прибыль сократились на 19%. За прошедший год объем безвозмездных поступлений увеличился на 5% относительно показателя 2021 года. Расходы бюджета Области по итогам 2022 года возросли на 14%, в том числе капитальные — на 60%. Профицит бюджета по итогам 2022 года составил 4% ННД, что позволило Региону сохранить накопленную ранее ликвидность.
Согласно актуальной версии закона о бюджете, в текущем году ННД могут снизиться на 2% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 17% к показателям 2022 года. Ожидается, что поступления по налогу на прибыль возрастут на 8%. При совокупности этих факторов доходы бюджета снизятся на 7% относительно прошлого года. Расходная часть бюджета по итогам текущего года увеличится на 4%, при этом объем капитальных расходов планируется сохранить на уровне 2022 года. В таком случае бюджет Области будет исполнен с дефицитом в размере 13% ННД, финансирование которого планируется осуществить более чем на 80% за счет привлечения долга (в том числе инфраструктурных бюджетных кредитов), а оставшуюся часть — за счет накопленной ликвидности.
По мнению Агентства, по итогам текущего года ННД сократятся более существенно, чем заложено в актуальной версии закона о бюджете, так как прирост поступлений по налогу на прибыль может не превысить уровень инфляции, поскольку факторы, оказавшие влияние на снижение показателей нефтегазовой отрасли в 2022 году, скорее всего, сохранят свое влияние и в 2023 году. При этом темпы прироста расходной части бюджета Области могут сформироваться выше значений, утвержденных актуальной версией закона о бюджете, поскольку текущие расходы также могут увеличиться на уровень ожидаемой инфляции. В таком случае дефицит бюджета составит 14% ННД, а для его финансирования понадобится использовать больший объем накопленной ликвидности, чем прогнозируется в законе о бюджете.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Региона увеличился на 4% и по состоянию на 01.01.2023 составлял 18,3 млрд руб. Рост долга обусловлен привлечением бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на погашение долговых обязательств Области и ее муниципалитетов. В связи с рефинансированием части коммерческой задолженности Региона структура его долга также претерпела изменения. Доля бюджетных кредитов увеличилась до 80%, а облигаций снизалась до 20%. Годом ранее долговой портфель примерно на треть состоял из облигаций и на две трети из бюджетных кредитов.
По текущему графику погашения долга в течение ближайших двух лет Области предстоит погашать по 9% долга ежегодно. Большая часть долга (82% общего объема) подлежит погашению после 2024 года.
По итогам 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 15%, что соответствует низкой долговой нагрузке. По прогнозу АКРА, на конец 2023 года данное соотношение может возрасти до 24% в основном из-за увеличения абсолютной величины долга, что также будет соответствовать низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (за вычетом объема субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит порядка 1%. Соотношение усредненных за аналогичный период долга и ВРП Области не превысит 2%.
Существенный объем накопленной ликвидности. С начала 2022 года остатки средств на счетах в среднем более чем в 2,5 раза превышали объем ежемесячных расходов Региона. По итогам 2022 года объем накопленной ликвидности сохранился примерно на уровне 2021 года и на 14% превышал объем долга Области. Коэффициент ликвидности бюджета Региона (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) по итогам 2023 года составит порядка 135%.
Большой объем ликвидности бюджета Региона обусловлен имеющимися у него средствами на счетах бюджета, а также отсутствием невыбранных кредитных линий в банках со сроком погашения более двенадцати месяцев. Накопленных средств, по мнению АКРА, достаточно для финансирования практически в полном объеме ожидаемого в 2023–2024 годах дефицита бюджета и погашения запланированного объема долга за указанный период.
Между Министерством финансов Оренбургской области и Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области 20.01.2023 был заключен договор о предоставлении Региону бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета. По состоянию на 01.01.2023 и на 01.04.2023 доступные кредитные линии отсутствовали.
Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в объеме ежегодных налоговых поступлений в бюджет Региона за период с 2019 по 2022 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов приходился в среднем 41%.
Структура ВРП Области по видам деятельности близка к структуре налоговых поступлений в ее бюджет — наибольшая доля ВРП приходится на добывающий сектор (44% в 2021 году). Исходя из прогноза социально-экономического развития Области, структурные изменения ВРП в среднесрочной перспективе маловероятны.
Усредненный за 2018–2021 годы показатель ВРП на душу населения в Регионе составил порядка 86% усредненного среднестранового значения.
Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2019–2022 годах составило 3,4, а усредненный за аналогичный период уровень безработицы в Регионе — 4%.
Ключевые допущения
-
прирост поступлений по налогу на прибыль и текущих расходов в 2023 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
исполнение бюджета Области в 2023 году с дефицитом порядка 14% ННД;
-
использование части свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в прогнозном периоде;
-
следование консервативной долговой политике с привлечением долгосрочных заимствований в случае необходимости финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост операционной эффективности бюджета;
-
исполнение бюджета по итогам 2023 года с дефицитом ниже прогнозируемого АКРА уровня;
-
рост объема накопленной ликвидности по итогам года;
-
рост уровня диверсификации экономики.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Области экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
устойчивый рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A+(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — A+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.