Кредитный рейтинг РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» (далее — БНПО, Компания) обусловлен поддержкой со стороны Правительства Республики Беларусь (рейтинг АКРА — B+, прогноз «Развивающийся»; далее — Республика Беларусь, Беларусь, Республика).

БНПО — специализированная перестраховочная компания, созданная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 года № 1463 «О создании Белорусской национальной перестраховочной организации» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 530 «О страховой деятельности». При создании перед Компанией были поставлены следующие задачи — страховая деятельность исключительно по перестрахованию и контроль за заключением страховыми организациями Республики Беларусь договоров о перестраховании с иными страховыми организациями. До 2020 года белорусские страховые организации могли передавать риски в перестрахование исключительно в БНПО. В 2020 году перестраховочная деятельность на территории Беларуси была частично либерализована. Страховщики получили возможность предлагать в перестрахование риски другим белорусским страховым организациям, а при выполнении ряда условий — и зарубежным перестраховщикам. БНПО сохранила за собой функцию контроля за условиями всех договоров перестрахования, заключаемых страховщиками Республики Беларусь.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая оценка степени поддержки. БНПО является организацией, связанной с государством: она создана на основе специального нормативного акта, принадлежит государству и контролируется им. Руководитель Компании назначается на должность по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь. Республика предоставляет БНПО поддержку в виде взносов в уставный капитал за счет средств нераспределенной прибыли, а также за счет средств республиканского бюджета. За период с 2006 по 2022 год капитал Компании был существенно увеличен.

По мнению АКРА, в случае необходимости Компании будет предоставлено долгосрочное и краткосрочное финансирование в достаточном объеме, в том числе будет осуществлено увеличение капитала, поскольку:

  • Компания остается ведущей перестраховочной организацией Республики, значимость которой для экономики Беларуси является существенной. БНПО осуществляет контрольные и методологические функции в отношении деятельности по перестрахованию на территории Республики. БНПО также является приоритетным перестраховщиком во всех крупных проектах на территории Беларуси;

  • государство оказывает существенное влияние на стратегию и операционную деятельность Компании;

  • государство ранее оказывало БНПО поддержку в виде капитала в объеме, достаточном для успешной реализации принятой стратегии развития.

Степень зависимости Компании и государства от однородных факторов риска оценивается как средняя.

Учитывая изложенные выше факторы, кредитный рейтинг Компании определяется на уровне долгосрочного кредитного рейтинга в национальной валюте Правительства Республики Беларусь.

Рыночные и финансовые показатели Компании отражают специфику ее деятельности. Исторические темпы роста перестраховочной премии преимущественно соответствуют показателям белорусского страхового рынка, за исключением значительного снижения объемов премий в 2022 году, которое произошло в результате описанной выше либерализации перестраховочной деятельности. В дальнейшем ожидается сохранение доли БНПО на рынке и возвращение к умеренным темпам роста бизнеса. Среднее значение комбинированного коэффициента за 2019–2022 годы свидетельствует о высокой операционной эффективности Компании. В то же время в отдельные годы комбинированный коэффициент может существенно превышать единицу, что характерно для деятельности перестраховочных компаний, являющихся конечными держателями значительных объемов страхового риска.

Показатели достаточности капитала и ликвидности, оцененные на основе отчетности Компании по МСФО за 2022 год, являются достаточно высокими. Активы Компании в основном представлены вложениями в ценные бумаги Республики Беларусь и депозитами в белорусских государственных банках.

Согласно подходам Агентства, собственная кредитоспособность Компании не является фактором, влияющим на ее кредитный рейтинг, поскольку присвоение рейтинга основывалось на применении Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой.

Ключевые допущения

  • сохранение контроля со стороны государства;

  • сохранение готовности Республики Беларусь оказывать Компании регулярную и экстраординарную поддержку.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Развивающийся» прогноз предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга на горизонте 12–18 месяцев: неизменность, повышение или понижение.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение долгосрочного кредитного рейтинга в национальной валюте Правительства Республики Беларусь.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • понижение долгосрочного кредитного рейтинга в национальной валюте Правительства Республики Беларусь.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: паритет с долгосрочным кредитным рейтингом в национальной валюте Правительства Республики Беларусь.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по международной шкале на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алексей Бредихин
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 83
Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.