Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированными операционными показателями бюджета, низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования, значительным объемом ликвидности и высоким уровнем капитальных расходов бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля).

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2022 года составил, по ее оценке, 1,9 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные операционные показатели бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 14%, что свидетельствует об умеренно высоком уровне операционной эффективности. В 2021 и 2022 годах объем баланса текущих операций существенно вырос в сравнении с показателем 2020-го. По итогам текущего года баланс текущих операций, как ожидается, будет отрицательным.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 23%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет областного бюджета. На протяжении последних пяти лет капитальные расходы регулярно демонстрируют значительный прирост.

Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 80%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне -2%, что указывает на необходимость использования накопленной ликвидности или привлечения кредитных средств для финансирования части капитальных расходов.

Рост налоговых доходов в течение 2021 и 2022 годов позволил Области сформировать значительный запас ликвидности. Рост ННД по итогам прошлого года составил 39%. Несмотря на существенный рост расходной части бюджета, Область закончила 2022 год с профицитом. По итогам текущего года ожидается значительный дефицит в связи с сокращением в первую очередь поступлений по налогу на прибыль как на фоне снижения цен на энергетический уголь после их значительного роста в 2022 году, так и в связи с ожидаемым дисконтом на уголь, экспортируемый из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Предполагается, что источником финансирования дефицита станет накопленная в предыдущие годы ликвидность.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка и низкие риски рефинансирования. В 2022 году Кемеровская область получила кредит на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям в размере 21,3 млрд руб., а также кредит в размере 1,5 млрд руб. на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. По состоянию на 01.01.2023 Кемеровская область погасила банковские кредиты, ее долг состоял на 82% из бюджетных кредитов, остальное приходилось на облигации и прочие долговые инструменты. В результате рефинансирования долга сглаживается график платежей: ежегодно Области предстоит гасить не более 17%, а в 2023 и в 2024 годах — по 7% ежегодно.

За 2023 год долговая нагрузка, согласно ожиданиям АКРА, возрастет с 20 до 30% текущих доходов ввиду снижения последних. Абсолютный размер долга останется без изменений.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области по итогам 2023 года составит порядка 3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Высокий уровень ликвидности бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета. Однако эти средства предполагается в значительной мере потратить.

Коэффициент ликвидности по итогам 2022 года превысил 400%, однако на конец текущего года в связи с необходимостью финансировать дефицит бюджета он значительно снизится и составит чуть более 100%.

По данным на 01.01.2023 и на 01.04.2023, у Кемеровской области отсутствовала просроченная кредиторская задолженность. Область регулярно размещает накопленные средства на депозитах в банках.

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Региона вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений от добычи угля составила 42%.

Экономика Области характеризуется невысокими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет 75% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы превышало 400%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы составил 4,8%.

Ключевые допущения

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • следование политике привлечения долгосрочного долга и недопущение формирования пиковых выплат.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение существенного объема остатков на счетах Региона;

  • достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли краткосрочного долга выше 20% от абсолютной величины долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.