Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Край, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, высокой степенью самодостаточности доходной части бюджета, ростом операционного баланса и умеренной долей бюджета развития (в процентах от расходов).
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), граничит с восьмью субъектами РФ. В Регионе проживает порядка 2,8 млн человек (1,9% населения РФ, 14-е место). В 2015 году ВРП Края составил 1,6 трлн руб. (2,5% совокупного ВРП регионов РФ, 9-е место). Основа региональной экономики — металлургическое производство и добыча полезных ископаемых, 23 и 17% ВРП соответственно (данные 2016 года).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Развитая региональная экономика, основу которой формируют предприятия по производству алюминия, никеля, золота и металлов платиновой группы,а также компании нефтедобывающего сектора. Несмотря на значительную добывающую компоненту (17% ВРП), металлургическое производство (23% ВРП) на территории Края отличают диверсифицированная номенклатура и высокая доля добавленной стоимости, что положительно сказывается на финансовых результатах расположенных в Регионе компаний отрасли. Динамика ВРП подвержена колебаниям цен на мировых рынках, что делает ее существенно более проциклической по сравнению со среднестрановой.
Низкая гибкость расходной части бюджета при стабильном уровне капитальных расходов. С 2014 по 2016 год операционный баланс бюджета Края вырос с 7,4 до 13,6% регулярных доходов, что по-прежнему соответствует низкому уровню гибкости бюджета. В 2017 году операционный баланс достигнет 18%, что повысит способность абсорбировать негативные экономические шоки доходной части бюджета. Доля капитальных расходов в составе бюджета Региона также стабильна и в среднем составляет 15% совокупных расходов; оценивается АКРА как умеренный уровень.
Снижение долговой нагрузки с критических уровней за счет роста операционного баланса. Долговая нагрузка Края (отношение прямого долга к операционному балансу) снизилась с 6,7 в 2014 году до 4,3 в 2016-м и, по оценке АКРА, на конец 2017 года достигнет 3,7, что оценивается Агентством как высокий уровень риска. Потребность погашения 20% портфеля долга в среднем за период с 2017 по 2019 год не предполагает существенный риск рефинансирования. АКРА отмечает значительное улучшение соотношения расходов на обслуживание долга и операционного баланса субъекта с 2014 по 2017 год, с 45 до 21,7%.
Низкая собственная ликвидность бюджета, обусловленная фактором сезонности расходов и волатильности поступлений. Правительство Края регулярно испытывает потребность в краткосрочном финансировании в силу необходимости финансировать завоз грузов на северные территории Края и по причине неравномерности поступления налога на прибыль. Ресурс ликвидности восполняется за счет средств Управления Федерального казначейства.
Ключевые допущения
- темпы роста региональной экономики будут превышать среднестрановой рост ВРП;
- с 2018 по 2019 год соотношение инвестиций и ВРП составит не менее 20%;
- в 2018 году операционный баланс достигнет не менее 18%;
- долговая нагрузка на бюджет продолжит снижаться за счет роста операционного баланса и возможной реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост ВРП вследствие разработки новых месторождений на территории Края;
- налоговая база Региона будет увеличиваться, при этом сохранится контроль за уровнем бюджетных расходов;
- удлинение структуры долга.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение темпов роста ВРП в результате негативного циклического влияния рыночной конъюнктуры на ключевые отрасли региональной экономики;
- падение операционного баланса до уровня 13%;
- рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) до уровня выше 4х.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Красноярскому краю впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.10.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Красноярским краем, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Красноярский край принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Красноярского края, не выявлены.
АКРА не оказывало Красноярскому краю дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.