АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» СЕРИИ ПБО-002Р-33 принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальному стандарту; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРОВАННЫХ В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ и провело верификацию отчета об использовании денежных СРЕДСТВ, полученных от размещения «зеленых» облигаций
Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
В рамках настоящей оценки выпуска облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, Эмитент, Инициатор) серии ПБО-002Р-33 (ISIN RU000A104Z48) АКРА осуществило верификацию соответствия выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 (далее — Национальный стандарт), а также проектов, рефинансированных за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.
Представленные Эмитентом проекты (см. ниже и Приложение 1) относятся к следующим категориям проектов ICMA:
-
экологически чистый транспорт;
-
устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.
Проекты соответствуют следующим направлениям таксономии «зеленых» проектов:
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (проекты A, B и С).
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий) (проект С).
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды (проект D).
6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения (проект D).
6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (проект D).
Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.
Ниже представлен перечень рассматриваемых проектов, которые были рефинансированы в рамках выпуска (см. полное описание проектов и экологических эффектов от их реализации в Приложении 1):
A. Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро.
B. Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов.
C. Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай».
D. Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения.
Итоговый объем выпуска в денежном выражении составил 50 млрд руб. Эмитент проинформировал Агентство о том, каким образом были распределены средства, привлеченные за счет выпуска «зеленых» облигаций по проектам, а также предоставил подтверждающие документы о распределении средств.
Таблица 1. Денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций, направленные на рефинансирование затрат ВЭБ.РФ на предоставление клиентам финансирования для целей реализации проектов
Проект |
Денежные средства, млрд руб. |
Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро |
31 |
Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов |
12 |
Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» |
6,85 |
Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения |
0,15 |
Итого: |
50 |
Источник: АКРА, данные эмитента
Реализация рассматриваемых проектов позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем1 :
– Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации проекта (31 год) — 949 003 т СО2-эквивалента).
– Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — 1 214 320 т СО2-эквивалента).
– Для проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов: 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — 1676 36 т СО2-эквивалента).
– Для проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года — на 415 079 т СО2-эквивалента). Кроме того, благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие экологические эффекты: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Реализация проекта также позволит достигнуть увеличения объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³).
Полный перечень проектов, которые Эмитент рефинансировал за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, а также описание экологического эффекта по каждому реализуемому проекту представлены в Приложении 1.
АКРА подтверждает, что проекты, рефинансированные за счет выпуска «зеленых» облигаций, продолжают соответствовать всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021).
1 Представлены модельные расчеты экологических эффектов.
Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что рассматриваемый выпуск облигаций Эмитента продолжает соответствовать всем базовым компонентам ПЗО-2021 ICMA. Направление использования средств (проекты, рефинансированные за счет выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»2, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем рассматриваемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».
2 На момент проведения повторной верификации документ был утвержден комитетом ВЭБ.РФ по «зеленому» финансированию и опубликован на сайте Эмитента: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
Эмитент |
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» |
Кредитный рейтинг эмитента |
AAA(RU), прогноз «Стабильный» |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Биржевые «зеленые» облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав, серия ПБО-002Р-33 |
ISIN |
RU000A104Z48 |
Объем эмиссии |
50 млрд руб. |
Дата начала размещения |
21.07.2022 |
Дата погашения |
15.07.2027 |
Источник: АКРА, данные эмитента
Эмитент действует на основании федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"»). Основная задача государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» — способствовать долгосрочному экономическому развитию России. В партнерстве с коммерческими банками Эмитент занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей.
Агентство отмечает, что ВЭБ.РФ как институт развития играет ключевую роль в становлении системы устойчивого финансирования в России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р Эмитент был определен в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. В период с марта 2020 года по май 2021 года ВЭБ.РФ была разработана национальная методология по «зеленому» финансированию, включающая таксономию «зеленых» проектов, таксономию адаптационных проектов, требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации (Национальный стандарт). Кроме того, ВЭБ.РФ участвует в разработке национальной таксономии социальных проектов.
Эмитент участвует во многих российских и международных инициативах в области устойчивого развития:
o Как институт развития ВЭБ.РФ проводит системную работу по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса в России. В период председательства ВЭБ.РФ в Механизме межбанковского сотрудничества БРИКС в 2020 году ВЭБ.РФ совместно с АНО «Институт Внешэкономбанка», Центром Россия-ОЭСР РАНХиГС и партнерами по Механизму был подготовлен и подписан Меморандум о принципах ответственного финансирования (Memorandum of BRICS DFIs Principles for Responsible Financing).
o Эмитент является участником Глобального договора ООН (UN Global Compact) с 2011 года.
o Эмитент является членом международной инициативы в области ответственного финансирования — Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, ФИ ЮНЕП) с 2013 года (ВЭБ. РФ — первый участник ФИ ЮНЕП из России).
o В 2019 году на площадке COP25 Рамочной конвенции ООН об изменении климата Эмитент впервые провел собственную экспертную сессию на тему «зеленого» подхода к устойчивому развитию городов. В 2021 году на площадке COP26 прошел «день "зеленых" финансов», а также проведен ряд сессий в рамках Международного клуба финансирования развития (International Development Finance Club, IDFC), организованных Эмитентом. Делегация Эмитента также выступала на мероприятиях на полях COP27.
o Представители Эмитента также активно вовлечены в качестве экспертов3 в деятельность двух ключевых рабочих групп «Большой двадцатки» — Рабочей группы по инфраструктуре (Infrastructure Working Group, IWG) и Рабочей группы по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG). Данные группы созданы в рамках сотрудничества министерств финансов и центральных банков стран «Большой двадцатки».
o Помимо этого, представители Эмитента участвуют в двух целевых группах B20 (Business 20), посвященных вопросам финансирования устойчивой инфраструктуры, климата и ресурсоэффективности.
o Проекты Эмитента, направленные на финансирование устойчивого развития, стали победителями международной премии развития «ADFIAP Awards»: «Программа ESG-преобразований ВЭБ.РФ» (2023), «ESG-хартия российских городов» (2023), «Инаугурационный выпуск "зеленых" облигаций» (2023), «Проект социального воздействия в Приморском крае» (2022), «Лучший отчет по устойчивому развитию» (2022) и другие
В 2022 году Эмитентом принят документ «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», в котором обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» проектам, финансируемым (рефинансируемым) за счет выпуска «зеленых» облигаций; обозначены допустимые направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией «зеленых» проектов и категории допустимых проектов ICMA), описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.
3 Сотрудники Эмитента представляют Российскую Федерацию в Рабочей группе по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG), где ведется разработка методологии по финансовым инструментам климатического перехода для всех стран «Большой двадцатки».
Ключевые факторы оценки
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.
Использование средств
Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, были направлены на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающих положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата и соответствующих международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также целям и основным направлениям устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации (таксономия «зеленых» проектов) (см. Приложение 1).
За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска, Эмитент рефинансировал следующие проекты:
А) Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро (направление 5.1 таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» (согласно текущей редакции Национального стандарта)).
B) Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов (направление 5.1 таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» (согласно текущей редакции Национального стандарта)).
C) Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» (направление 5.1 таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» и направление 5.7 таксономии «Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий и других объектов инфраструктуры железных дорог и трамвайных линий)» (согласно текущей редакции Национального стандарта)).
D) Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения (направление 6.2.1 таксономии «Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды»; направление 6.2.2 таксономии «Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения»; направление 6.4.2 таксономии «Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах» (согласно текущей редакции Национального стандарта)).
100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций было направлено исключительно на рефинансирование указанных выше проектов, подпадающих под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021:
– экологически чистый транспорт;
– устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.
Помимо документов, представленных в рамках первичной верификации4, Эмитент предоставил Агентству:
(1) обновленную анкету по форме Агентства, заполненную Эмитентом;
(2) обновленную информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;
(3) обновленный расчет климатического и экологического эффектов для каждого из проектов;
(4) отчет об использовании денежных средств (в составе пункта 4.2 отчета эмитента ценных бумаг; далее — Отчет);
(5) информацию об объеме участия Эмитента в каждом проекте и распределении денежных средств от выпуска «зеленых» облигаций по проектам;
(6) документы по проектам, включая:
-
справку по текущей стадии реализации проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога (от 06.04.2023);
-
справку по текущей стадии реализации проекта «Создание, реконструкция и последующая эксплуатация отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основании концессионного соглашения» (от 21.04.2023);
-
отчет по результатам финансово-технического мониторинга № 7 от 31.12.2022 за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 (проект «Комплексная модернизация наземного электрического транспорта в границах муниципального образования «Город Таганрог»);
-
инженерную записку «Согласование актуализации бюджета и графика проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» (от 21.04.2023);
-
предварительное экспертное заключение «Прогноз пассажирских потоков на маршрутной сети трамвая и иного пассажирского транспорта общего пользования Таганрога» (от 31.03.2021);
-
документы, обосновывающие изменение параметров проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай»;
-
отчет о выполнении показателей надежности, качества и энергетической эффективности по ГК «Росводоканал» за 2022 год, согласованный администрацией Южно-Сахалинска (от 14.04.2023);
-
материалы финансово-технического аудита инвестиционного проекта «Создание, реконструкция и последующая эксплуатация отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Южно-Сахалинска на основании концессионного соглашения» (отчетный период с 01.10.2022 по 31.12.2022) (от 07.02.2023).
4 См. пресс-релиз АКРА от 15.07.2022 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3399/.
Эмитент представил Агентству актуализированную на момент проведения оценки информацию о сроках и текущей стадии реализации проектов:
-
Для проекта A. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Все вагоны, поставка которых предусмотрена в рамках реализации проекта (768 штук), на момент проведения повторной верификации закуплены и переданы во владение и пользование ГУП «Московский метрополитен», которое эксплуатирует данные вагоны на различных ветках метро. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект в целом начат в 2017 году (начата замена выбывающего подвижного состава московского метро), окончание проекта запланировано на 2050 год (окончание контракта жизненного цикла).
-
Для проекта B. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках реализации проекта были приобретены и предоставлены в лизинг электропоезда лизингополучателю (17 штук), который эксплуатирует подвижной состав на Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях московского транспортного узла, обеспечивая перевозку пассажиров железнодорожным транспортом. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект в целом начат в 2016 году (начато обновление парка пригородных пассажирских электропоездов), окончание проекта запланировано на 2030 год (завершение обновления парка пригородных пассажирских электропоездов, сроки могут быть скорректированы).
-
Для проекта C. Эмитент ранее предоставил клиенту основное финансирование для целей реализации проекта. Реализация проекта предусматривает два этапа.
В рамках первого этапа построено 10,53 км трамвайных путей, по маршруту запущено десять трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции. Реализация первого этапа была завершена 14.07.2022.
В рамках второго этапа предполагается5:
-
модернизация 34,7 км трамвайных путей (укладка завершена по 34 км);
-
реконструкция пяти тяговых подстанций (реконструкция двух тяговых подстанций уже завершена);
-
реконструкция трамвайного депо (готовность ~ 55%);
-
закупка 40 единиц подвижного состава (весь подвижной состав поставлен, в ходе переговоров с концедентом снижено общее количество подвижного состава на десять единиц).
Второй этап на момент проведения повторной верификации не завершен. Общая готовность объекта — 85%, запущены шесть маршрутов. Плановая дата завершения второго этапа — третий квартал 2023 года.
- Для проекта D. Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта.
Концессионером реализуются мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой.
Реконструировано / заменено 2,5 км ветхих сетей водоснабжения и водоотведения, проложено 5,7 км новых сетей6.
За 2022 год были выполнены все целевые показали качества, надежности и энергетической эффективности систем водоснабжения и водоотведения, зафиксированные в концессионном соглашении, что подтверждается внешней экспертизой.
По отдельным элементам проекта предоставлена следующая информация:
Строительство водозабора «Южный»:
-
завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы;
-
срок завершения работ и ввода в эксплуатацию — четвертый квартал 2024 года.
Инженерно-техническое обеспечение жилой застройки «Уюн» (сети водоснабжения и водоотведения):
- завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы.
Окончание срока действия концессионного соглашения — 2070 год.
5 Данные на конец 2022 года.
6 Данные на конец 2022 года.
Указанная выше информация подтверждается данными внешней независимой экспертизы по проектам С и D, внутренними справками структурных подразделений Эмитента, а также информацией о ранее выданных кредитах (проекты А и В) (см. стр. 6–7 настоящего пресс-релиза).
Согласно информации, предоставленной Эмитентом, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы. Кроме того, по данным Эмитента и в соответствии с принятыми Эмитентом процедурами, оценка экологических рисков проводится только в случаях, предусмотренных обязательными требованиями законодательства Российской Федерации. Указанные проекты не подпадают под соответствующую категорию, в связи с чем Эмитент не проводил какую-либо оценку экологических рисков. В соответствии с методологией Агентства, это ограничивает итоговую оценку.
АКРА отмечает, что рефинансированные Эмитентом проекты не несут значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проектов соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
За 2022 год по рассматриваемым проектам были достигнуты следующие экологические эффекты:
A. Для проекта A: эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2017 году):
– за 2022 год — 32 295 т СО2-эквивалента;
– накопленный итог за период с 2017 по 2022 год — 145 330 т СО2-эквивалента.
B. Для проекта В: эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2020 году):
– за 2022 год — 30 668 т СО2-эквивалента;
– накопленный итог за период с 2020 по 2022 год — 81 180 т СО2-эквивалента.
C. Для Проекта C: эксплуатация нового подвижного состава (трамваев) позволила достичь следующего снижения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2022 году):
– за 2022 год — 4 903 т СО2-эквивалента;
D. Для Проекта D: выбросы парниковых газов вырабатываются при генерации электроэнергии, снижение электропотребления при реализации проекта позволило достичь следующего сокращения выбросов парниковых газов (положительный эффект начал возникать в 2022 году):
– за 2022 год — 6 153 т СО2-эквивалента;
Дополнительно благодаря реализации проекта были достигнуты следующие эффекты (положительные эффекты начали возникать в 2022 году):
– снижение потерь воды за 2022 год — 4 541 тыс. м³;
– увеличение объема обработки сточных вод за 2022 год по сравнению с 2021 годом — 277 тыс. м³;
– сохранение электроэнергии за 2022 год — 14,75 млн кВт*ч.
АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми.
В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы следующие данные (при их наличии):
A. Для проекта A: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в Объединенной энергетической системе (ОЭС) Центра за весь период обращения облигаций; данные о фактическом среднем расстоянии, которое проезжает поезд московского метро за весь период обращения облигаций.
B. Для проекта B: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в ОЭС Центра за весь период обращения облигаций; данные о фактическом пассажиропотоке московского транспортного узла за весь период обращения облигаций в разрезе видов транспорта; данные о фактической углеродоемкости различных видов транспорта московского транспортного узла.
C. Для проекта С: данные о фактической углеродоемкости производимой электроэнергии в ОЭС Юга за весь период обращения облигаций; данные о фактическом пассажирообороте в Таганроге на момент начала и окончания проекта в разрезе видов транспорта; данные о фактическом полезном использовании трамваев.
D. Для проекта D: фактические показатели функционирования систем водоснабжения и водоотведения, закрепленные в концессионном соглашении за все года периода обращения облигаций; фактические данные по структуре выбросов генерирующих объектов в Центральном энергорайоне Сахалинской области за весь период обращения облигаций.
Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансированных за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, с их кратким описанием, перечнем запланированных мероприятий, а также оценками экологического эффекта и указанием на соответствие проектов международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также Национальному стандарту, приведен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитент подтвердил АКРА, что оценка и отбор проектов, рефинансированных оцениваемым выпуском, осуществлены в соответствии с процедурой, изложенной в «Концепции "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»7.
Эмитент также подтвердил АКРА, что для отобранных проектов не проводились учет и нивелирование экологических рисков в связи с тем, что проведение какой-либо экологической экспертизы для данных проектов является необязательным с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации. На момент проведения повторной верификации Эмитентом велась разработка внутренних нормативных документов по нивелированию экологических рисков при финансировании проектов.
7 См. пресс-релиз АКРА от 15.07.2022 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3399/.
АКРА также подтверждает, что проекты, рефинансированные оцениваемым выпуском «зеленых» облигаций, в полной мере соотносятся с ESG-стратегией ВЭБ.РФ до конца 2024 года и на перспективу до 2030 года8. В соответствии с данной стратегией, Эмитент будет инвестировать в проекты, способствующие улучшению экологической обстановки (к примеру, экологичный транспорт, новые технологии в промышленности и снижение углеродных выбросов, очистка воды).
Дополнительно Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2021 № 2208-р (далее — Меморандум о финансовой политике ВЭБ.РФ), определены принципы участия в проектах, в соответствии с одним из которых при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, принимая ответственность перед будущими поколениями, ВЭБ.РФ отдает приоритет проектам, учитывающим ESG-факторы.
Агентство отмечает, что расчеты экологических эффектов проведены непосредственно Эмитентом без привлечения внешних экспертов. Расчет климатического эффекта по проектам был подготовлен сотрудниками Блока рисков Эмитента, которые принимали участие в разработке Национального стандарта и прошли повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход», а также обучение по программе дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ТЭК» в АНООВО «Сколковский институт науки и технологий», и профессиональными экологами, состоящими в штате Эмитента.
Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска (см. Приложение 1), относятся к следующим категориям, указанным в ПЗО-2021:
– устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами;
– экологически чистый транспорт.
Отобранные проекты соотносятся со следующими целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН:
– ЦУР № 6: обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех;
– ЦУР № 11: обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов;
– ЦУР № 13: принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.
По мнению АКРА, описанный алгоритм в целом свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.
8 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/ustojchivoe-razvitie/esg-strategiya/.
Управление средствами
Эмитент подтвердил Агентству, что управление средствами от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций происходит в соответствии с механизмом, изложенным в «Концепции "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»9.
9 https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.
Эмитент представил АКРА актуальный реестр выпущенных «зеленых» биржевых облигаций, который позволяет осуществлять аналитический учет средств, израсходованных на рефинансирование «зеленых» проектов, и средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций.
Эмитент также представил АКРА Отчет и подтверждающие документы (см. раздел «Отчетность» настоящего пресс-релиза).
АКРА подтверждает, что на момент проведения повторной верификации совокупная сумма рефинансирования «зеленых» проектов за счет денежных средств, полученных от размещения биржевых облигаций, превышает общую номинальную стоимости биржевых облигаций.
Эмитент подтвердил АКРА, что 100% средств от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций было направлено исключительно на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) описанных выше проектов по следующим направлениям:
– Для проекта A: в 2022 году 31 млрд руб. был направлен на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с покупкой 768 вагонов метро.
– Для проекта B: в 2022 году 12 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с покупкой 17 пригородных пассажирских электропоездов.
– Для проекта С: в 2022 году 6,85 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с модернизацией трамвайной сети Таганрога (в том числе затрат на строительство, включая оплату проектных, земельно-кадастровых, строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, приобретение оборудования и подвижного состава, оплату услуг технического заказчика, консультантов).
– Для проекта D: в 2022 году 0,15 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с модернизацией и эксплуатацией системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска (в том числе затрат на финансирование производственной и инвестиционной программ проекта).
В отчетном периоде все денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций, были в полном объеме использованы на цели рефинансирования затрат ВЭБ.РФ на предоставление финансирования для целей реализации проектов, в связи с чем временно неиспользуемых денежных средств не возникло.
По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска «зеленых» облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021.
Отчетность
Эмитент подготовил и представил АКРА Отчет. Указанный Отчет содержит следующие сведения:
– идентификационные признаки ценных бумаг;
– цели и направления реализации проектов;
– принципы, критерии и стандарты проектов, указанные в решении о выпуске «зеленых» облигаций, которым соответствуют проекты;
– характеристики проектов, подтверждающие их соответствие принципам, критериям и стандартам проектов, указанным в решении о выпуске «зеленых» облигаций;
– качественные и количественные показатели, характеризующие положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и климат;
– описание того, как Эмитент планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проекта (проектов), и управлять такими рисками;
– описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций, соотносятся со стратегией Эмитента по вопросам устойчивого развития (стратегией устойчивого развития);
– дата начала реализации каждого из проектов;
– дата окончания реализации каждого из проектов;
– описание стадии, на которой находится реализация проектов (сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода);
– сведения о достижении качественных и количественных показателей, характеризующих положительный эффект от реализации проектов на окружающую среду и климат;
– сведения, подтверждающие реализацию проекта, описание которого содержится в решении о выпуске «зеленых» облигаций, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;
– описание политики Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения «зеленых» облигаций;
– сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии «зеленых» облигаций, в том числе в отчетном периоде;
– сведения об управлении нераспределенными средствами;
– дополнительная информация:
o информация об общем объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;
o информация об объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций в отчетном периоде;
o информация об общем объеме и объеме в отчетном периоде использованных денежных средств и о распределении указанных денежных средств между проектами с указанием объемов денежных средств, направленных на рефинансирование каждого из проектов;
o информация об объеме денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, которые временно не были направлены на рефинансирование проектов, и сведения об использовании таких денежных средств;
o сведения об оценке Эмитентом соответствия расходов на рефинансирование проектов в отчетном периоде графику планируемых расходов на рефинансирование проектов (при наличии такого графика) или отклонения от него;
o сведения об оценке Эмитентом соответствия использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, в отчетном периоде политике Эмитента по управлению денежными средствами, полученными от размещения таких облигаций;
o сведения о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;
o сведения о фактах и сути нарушения принципов и стандартов финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования при реализации проектов.
В рамках верификации Отчета по всем пунктам указанного Отчета Эмитентом представлены документы и материалы, подтверждающие информацию, содержащуюся в соответствующих разделах. Агентство считает данную информацию достаточной и заслуживающей доверия.
По мнению Агентства, приведенная процедура формирования отчетности и сам Отчет в полной мере соответствуют ПЗО-2021.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Согласно данным Эмитента, сотрудники Блока рисков принимали участие в разработке Национального стандарта. Кроме того, сотрудники прошли повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход», а также обучение по программе дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ТЭК» в АНООВО «Сколковский институт науки и технологий». В организационной структуре Эмитента есть выделенное подразделение, осуществляющее экологическую экспертизу проектов. Однако у Эмитента отсутствует отдельное подразделение, отвечающее исключительно за реализацию «зеленых» проектов.
Эмитентом утверждена «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», принята общая Стратегия развития на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года, а также ESG-стратегия на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года.
АКРА высоко оценивает уровень интеграции Принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Эмитент присоединился к ряду глобальных ESG-инициатив (см. стр. 5).
Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента как высокое.
Финансовая реализуемость проектов
По проектам A и B уже осуществлены закупки.
Описание стадий реализации проектов С и D представлено на страницах 7–8 настоящего пресс-релиза.
АКРА оценивает финансовую реализуемость проектов как высокую. В то же время Агентство будет проводить оценку реализации проектов в рамках стандартной процедуры мониторинга.
Ключевые допущения при расчете экологических эффектов
Для расчета экологических и климатических эффектов Эмитентом использовались модели, аналогичные моделям, описанным в рамках первичной верификации10.
1. Для проекта A. Для оценки эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду за 2022 год был актуализирован показатель углеродоемкости потребляемой электротранспортом электроэнергии (г СО2-эквивалента / кВт*ч), который был рассчитан исходя из сведений о структуре установленных мощностей электростанций по ОЭС Центра за 2022 год, коэффициентов использования установленных мощностей электростанций по ОЭС Центра за 2021 год и потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС Центра за 2022 год.
2. Для проекта B. Для оценки эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду за 2022 год были актуализированы данные о структуре пассажиропотока в Московском транспортном узле с учетом данных по состоянию на конец 2021 года, скорректированы удельные показатели углеродоемкости электрического транспорта с учетом фактических выбросов по электробусам в России, актуализирован показатель углеродоемкости потребляемой электротранспортом электроэнергии (г СО2-эквивалента / кВт*ч), который был рассчитан исходя из сведений о структуре установленных мощностей электростанций по ОЭС Центра за 2022 год, коэффициентов использования установленных мощностей электростанций по ОЭС Центра за 2021 год и потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС Центра за 2022 год.
3. Для проекта C. Для оценки эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду за 2022 год был актуализирован показатель пассажиропотока трамваев за 2022 год исходя из обновленной финансовой модели проекта, актуализирован показатель углеродоемкости потребляемой электротранспортом электроэнергии (г СО2-эквивалента / кВт*ч), который был рассчитан исходя из сведений о структуре установленных мощностей электростанций по ОЭС Юга за 2022 год, коэффициентов использования установленных мощностей электростанций по ОЭС Юга за 2021 год и потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС Юга за 2022 год.
4. Для проекта D. Для оценки эффекта с точки зрения воздействия на окружающую среду за 2022 год были актуализированы показатели фактического полезного отпуска питьевой воды населению, фактической обработки сточных вод, удельные показатели расхода электроэнергии на подготовку и транспортировку питьевой воды, удельные показатели расхода электроэнергии на очистку и транспортировку сточных вод, актуализирован показатель углеродоемкости потребляемой электроэнергии (г СО2-эквивалента / кВт*ч), который был рассчитан исходя из сведений о структуре выбросов генерирующих объектов в Центральном энергорайоне Сахалинской области за 2021 год.
10 См. пресс-релиз АКРА от 15.07.2022 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3399/.
Компоненты оценки
Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.
Уровень оценки: GR1.
Дополнительная информация
Оценка облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и проектов, рефинансированных в рамках выпуска данных облигаций, а также отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций (в составе пункта 4.2 отчета эмитента ценных бумаг) на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проектов, рефинансированных в рамках выпуска данных облигаций, а также о достоверности данных, представленных в отчете об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций (в составе пункта 4.2 отчета эмитента ценных бумаг), основано на данных, предоставленных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) и проектов, рефинансированных рамках выпуска данных облигаций, а также о достоверности данных, представленных в отчете об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций (в составе пункта 4.2 отчета эмитента ценных бумаг), была запрошенной. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» принимала участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.
Приложение 1. Описание проектов, для рефинансирования которых использованы денежные средства, полученные от размещения биржевых облигаций серии ПБО-002Р-33 (ISIN RU000A104Z48)
№ проекта |
A |
B |
C |
D |
Название проекта |
Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро |
Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов |
Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» |
Проект по модернизации и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения |
Описание проекта |
Замена выбывающего подвижного состава и повышение комфорта и безопасности пассажиров московского метро. |
Обновление парка пригородных пассажирских электропоездов в соответствии с инвестиционной программой по приобретению подвижного состава, согласованной с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. |
Комплексная модернизация наземного электрического транспорта в границах муниципального образования «Город Таганрог», создание комфортной городской среды в рамках готовящейся по поручению президента РФ федеральной программы модернизации пассажирского транспорта. |
Модернизация (включая создание новых объектов), а также последующая эксплуатация централизованной системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска с целью решения проблемы накопленного износа инфраструктуры и поддержания планов города по капитальному строительству. |
Перечень мероприятий, стадия реализации
|
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Все вагоны, поставка которых предусмотрена в рамках реализации проекта (768 штук) на момент проведения повторной верификации, закуплены и переданы во владение и пользование ГУП «Московский метрополитен», который эксплуатирует данные вагоны на различных ветках метро. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект начат в 2017 году (начата замена выбывающего подвижного состава московского метро), окончание проекта запланировано на 2050 год (окончание контракта жизненного цикла). |
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках реализации проекта были приобретены электропоезда (17 штук) и предоставлены в лизинг лизингополучателю, который эксплуатирует подвижной состав на Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях Московского транспортного узла, обеспечивая перевозку пассажиров железнодорожным транспортом. Дальнейшая реализация проекта осуществляется без участия ВЭБ.РФ. Проект начат в 2016 году (начато обновление парка пригородных пассажирских электропоездов), окончание проекта запланировано на 2030 год (завершение обновления парка пригородных пассажирских электропоездов; сроки могут быть скорректированы). |
Реализуемые в рамках проекта мероприятия: – реконструкция путевого хозяйства; – реконструкция энергохозяйства трамвайной сети; – создание современных остановочных пунктов электротранспорта, обеспечивающих комфортную посадку пассажиров, в том числе маломобильных групп населения; – обновление подвижного состава; – создание современного комплекса автоматизированной системы управления движением для предоставления приоритета движению трамваев; – реконструкция трамвайного депо; – оптимизация существующей маршрутной сети.
Эмитент ранее предоставил клиенту основное финансирование для целей реализации проекта. В рамках первого этапа построено 10,53 км трамвайных путей, по маршруту запущено десять трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции. Реализация первого этапа завершена 14.07.2022. В рамках второго этапа предполагается: – модернизация 34,7 км трамвайных путей (по 34-м км укладка уже завершена); – реконструкция пяти тяговых подстанций (реконструкция двух тяговых подстанций уже завершена); – реконструкция трамвайного депо (готовность ~ 55%); – закупка 40 единиц подвижного состава (весь подвижной состав поставлен, в ходе переговоров с концедентом снижено общее количество подвижного состава на десять единиц). Второй этап на момент проведения повторной верификации не завершен. Общая готовность объекта — 85%, запущены шесть маршрутов. Плановая дата завершения второго этапа — третий квартал 2023 года. |
В рамках реализации проекта предусмотрены: – строительство нового водозабора «Южный» и модернизация сетей водоснабжения и водоотведения, что относится к мероприятиям по строительству и модернизации инфраструктуры для подготовки питьевой воды; – повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения за счет снижения потерь воды и потребления электроэнергии; – модернизация инфраструктуры очистки воды за счет внедрения эффективных и технически более совершенных технологий водоподготовки с целью доведения качества очистки воды до нормативных требований; – снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах за счет модернизации очистных сооружений канализации.
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Концессионером начато выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой. Реконструировано/заменено 2,5 км ветхих сетей водоснабжения и водоотведения, проложено 5,7 км новых сетей.
За 2022 год были достигнуты все целевые показали качества, надежности и энергетической эффективности систем водоснабжения и водоотведения, зафиксированные в концессионном соглашении, что подтверждается внешней экспертизой.
По отдельным элементам проекта предоставлена следующая информация: Строительство водозабора «Южный»: – завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы; – срок завершения работ и ввода в эксплуатацию — четвертый квартал 2024 года. Инженерно-техническое обеспечение жилой застройки «Уюн» (сети водоснабжения и водоотведения): – завершено проектирование, пройдена государственная экспертиза, выбран подрядчик, начаты строительно-монтажные работы. Окончание срока действия концессионного соглашения — 2070 год. |
Категория проектов ICMA |
Экологически чистый транспорт |
Экологически чистый транспорт |
Экологически чистый транспорт |
Устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами |
Направление национальной таксономии «зеленых» проектов |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии. |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии. |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии.
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий). |
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды. 6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения. 6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. |
Направления и цели проектов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: водоснабжение и водоотведение.
Цель: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов. |
Критерий соответствия |
Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. |
Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. |
5.1 Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. 5.7 Без дополнительных критериев. |
6.2.1. Потребление энергии (полный цикл, включая водозабор, водоочистку и водораспределение) — не более чем 0,5 кВт⋅ч/м3 воды, поставляемой конечному потребителю.
6.2.1. Снижение потерь воды не менее чем на 20% по сравнению с текущим уровнем.
6.4.2. Снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до уровня технологических нормативов или нормативов допустимых сбросов. |
Соответствие критерию |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует всем критериям:
6.2.1. Средневзвешенный совокупный удельный расход для подготовки и транспортировки питьевой воды составит 0,478 кВт⋅ч/м3.
6.2.1. Сокращение доли потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке с 54,51 до 10,65% к 2070 году.
6.4.2. Доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов и лимитам на сбросы, рассчитанная для общесплавной (бытовой) централизованной системы водоотведения (в процентах), к 2032 году сократится до 0%. |
Обоснование расчетного экологического эффекта и пояснения |
Снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента). Снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Увеличение объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³. |
Сведения о достижении качественных и количественных показателей, характеризующих положительный эффект от реализации проекта на окружающую среду и климат |
Эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов CO2 (положительный эффект начал возникать в 2017 году): – за 2022 год — 32 295 т СО2-эквивалента; – накопленным итогом за период с 2017 по 2022 год — 145 330 т СО2-эквивалента. |
Эксплуатация нового подвижного состава позволила достичь следующего снижения выбросов CO2 (положительный эффект начал возникать в 2020 году): – за 2022 год — 30 668 т СО2-эквивалента; – накопленным итогом за период с 2020 по 2022 год — 81 180 т СО2-эквивалента. |
Эксплуатация нового подвижного состава (трамваев) позволила достичь следующего снижения выбросов CO2 (положительный эффект начал возникать в 2022 году): – за 2022 год — 4 903 т СО2-эквивалента. |
Выбросы СО2 вырабатываются при генерации электроэнергии, снижение электропотребления при реализации проекта позволило достичь следующего сокращения выбросов СО2 (положительный эффект начал возникать в 2022 году): за 2022 год — 6 153 т СО2-эквивалента; Дополнительно благодаря реализации проекта были достигнуты следующие эффекты (положительные эффекты начали возникать в 2022 году): – снижение потерь воды за 2022 год — 4 541 тыс. м³; – увеличение объема обработки сточных вод за 2022 год по сравнению с 2021-м — 277 тыс. м³; – сохранение электроэнергии за 2022 год — 14,75 млн кВт*ч. |
Сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии «зеленых» облигаций, в отчетном периоде |
В 2022 году 31 млрд руб. был направлен на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с покупкой 768 вагонов метро. |
В 2022 году 12 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с покупкой 17 пригородных пассажирских электропоездов. |
В 2022 году 6,85 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с модернизацией трамвайной сети Таганрога (в том числе затрат на финансирование расходов на строительство, включая оплату проектных, земельно-кадастровых, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приобретение оборудования и подвижного состава, оплату услуг технического заказчика, консультантов). |
В 2022 году 0,15 млрд руб. были направлены на рефинансирование затрат Эмитента на предоставление клиенту финансирования для целей реализации проекта, связанного с модернизацией и эксплуатацией системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска (в том числе затрат на финансирование производственной и инвестиционной программ проекта). |
Доля финансирования проекта за счет других источников |
В число других источников финансирования проекта входят: – аванс ГУП «Московский метрополитен» — 9%; – кредитные средства — 26%; – прочие источники — 16%. |
Иные источники финансирования проекта отсутствуют. |
В число других источников финансирования проекта входят: – капитальный грант — 31%; – собственные средства — 3%; – прочие источники — 15%. |
В число других источников финансирования проекта входят: – поступления денежных средств от абонентов — 42%; – субсидии — 31%; – капитальный грант — 5%; – инвестиционный кредит — 11%; – прочие источники — 3%. |
Источник: государственная
корпорация развития «ВЭБ.РФ»
Приложение 2. Соответствие рассматриваемого выпуска облигаций и Отчета критериям соответствия финансового инструмента требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»
АКРА также осуществило верификацию соответствия выпуска и проектов, рефинансированных за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, а также Отчета на предмет соответствия критериям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587, и критериям «зеленых» проектов (таксономия «зеленых» проектов).
Вывод о соответствии
Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) соответствует критериям.
Отчет также соответствует критериям. Агентство считает данную информацию достаточной и заслуживающей доверия.
Методология проведения проверки
Оценка облигаций на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования и рефинансированных рассматриваемым выпуском проектов, а также оценка достоверности данных, представленных в Отчете, была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Проведенные мероприятия
Документы и информация, полученные от Эмитента, были проанализированы Агентством на предмет соответствия указанным критериям, а также на предмет достоверности и надежности.
Помимо документов, предоставленных в рамках первичной верификации11, Эмитент предоставил Агентству:
(1) обновленную анкету по форме Агентства, заполненную Эмитентом;
(2) обновленную информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;
(3) обновленный расчет климатического и экологического эффектов для каждого из проектов;
(4) отчет об использовании денежных средств (в составе пункта 4.2 Отчета);
(5) информацию об объеме участия Эмитента в каждом проекте и распределении денежных средств от выпуска «зеленых» облигаций по проектам;
(6) документы по проектам, включая:
– справку по текущей стадии реализации проекта модернизации трамвайной сети Таганрога (от 06.04.2023);
– справку по текущей стадии реализации проекта «Создание, реконструкция и последующая эксплуатация отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Южно-Сахалинска на основании концессионного соглашения» (от 21.04.2023);
– отчет по результатам финансово-технического мониторинга № 7 от 31.12.2022 за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 (проект «Комплексная модернизация наземного электрического транспорта в границах муниципального образования «город Таганрог»);
– инженерную записку «Согласование актуализации бюджета и графика проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» (от 21.04.2023);
– предварительное экспертное заключение «Прогноз пассажирских потоков на маршрутной сети трамвая и иного пассажирского транспорта общего пользования Таганрога» (от 31.03.2021);
– документы, обосновывающие изменение параметров проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай»;
– отчет о достижении показателей надежности, качества и энергетической эффективности по ГК «Росводоканал» за 2022 год, согласованный администрацией Южно-Сахалинска (от 14.04.2023);
– материалы финансово-технического аудита инвестиционного проекта «Создание, реконструкция и последующая эксплуатация отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Южно-Сахалинска на основании концессионного соглашения» (отчетный период с 01.10.2022 по 31.12.2022) (от 07.02.2023).
Проведены обсуждения с Инициатором.
11 См. пресс-релиз АКРА от 15.07.2022 https://www.acra-ratings.ru/press-releases/3399/
Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению
Cм. стр. 16 настоящего пресс-релиза.
Подтверждение заявленного Инициатором типа финансового инструмента устойчивого развития
«Зеленый» финансовый инструмент («зеленые» облигации).
Наличие мер ответственности Инициатора за несоответствие финансового инструмента устойчивого развития требованиям
Отсутствуют.
Соответствие проектов устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (проекты A, B и С).
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий) (проект С).
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды (проект D).
6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения (проект D).
6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (проект D).
См. Приложение 1.
Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития
Инициатор является институтом развития, выполняющим в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки.
Инициатор не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Согласно Меморандуму о финансовой политике ВЭБ.РФ, Инициатор участвует в реализации инициатив Правительства Российской Федерации в сфере социально-экономического развития страны.
Направления и цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов
Проект A. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект B. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект C. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект D. Направление: водоснабжение и водоотведение. Цель: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
Соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «"зеленые" облигации»
Соответствует (расширенное подтверждение представлено на стр. 1–3 настоящего пресс-релиза).
Оценка соответствия финансируемых проектов устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 2–4 настоящего пресс-релиза и Приложение 1).
Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами
Соответствует (см. стр. 6–12 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 10–11 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 8–13 настоящего пресс-релиза).
Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития
Эмитентом были представлены расчеты следующих экологических эффектов:
– Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента).
– Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента).
– Для проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента).
– Для проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента). Кроме того, благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие экологические эффекты: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Реализация проекта также позволит достигнуть увеличения объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³).
Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов
Представлен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.
Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 16 настоящего пресс-релиза).