Кредитный рейтинг Калужской области (далее — Калужская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств и умеренным уровнем операционной эффективности бюджета в совокупности с существенной долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают возрастающая потребность в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели и прогнозируемое снижение доступной ликвидности по итогам текущего года на фоне ожидаемого дефицита бюджета.

Калужская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,0 млн человек (порядка 0,7% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2021 года составил 664 млрд руб. (0,5% от совокупного показателя ВРП субъектов РФ). За 2022 год ВРП Области, согласно ее оценке, составил 630 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренная операционная эффективность бюджета при возрастающей потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 4%, однако в 2023 году баланс текущих операций ожидается ниже нуля из-за финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. В целом показатель свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования большей части текущих расходов.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 18%. В среднем капитальные расходы примерно на половину финансируются за счет средств бюджета Области. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 74%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется АКРА на уровне -4%, при этом значения показателя в прогнозном периоде, по расчетам АКРА, указывают на возрастающую потребность в привлечении долгового финансирования, в связи с чем данное соотношение корректируется в меньшую сторону. Отрицательный модифицированный бюджетный дефицит указывает на растущую потребность бюджета в использовании остатков на счетах в совокупности с заемным финансированием для частичного покрытия капитальных расходов.

По итогам 2022 года доходная часть бюджета Области увеличилась на 4% к уровню 2021 года. ННД Региона выросли на 6% несмотря на снижение поступлений по налогу на прибыль на 11% в годовом выражении. Прирост ННД был обеспечен увеличением поступлений по НФДЛ на 15%, по налогам на товары и услуги — на 15%, а также возросшими поступлениями от размещения временно свободных средств бюджета. Объем безвозмездных поступлений сохранился на уровне 2021 года. Расходная часть бюджета Калужской области увеличилась на 12% к уровню предыдущего года, при этом капитальные расходы возросли на 18%. Дефицит бюджета за 2022 год составил 7% ННД и был профинансирован за счет накопленной ликвидности и привлеченных из федерального бюджета кредитов.

По актуальной версии закона о бюджете Области доходы в 2023 году сократятся на 12% к уровню 2022-го. При этом сокращение ННД составит около 3%, в том числе на 1% снизятся поступления по налогу на прибыль, НДФЛ и налогам на товары и услуги. Объем безвозмездных поступлений запланирован на 38% ниже показателя по итогам прошлого года. По уточненному плану на 01.04.2023 расходная часть бюджета Калужской области снизится на 9% в текущем году, при этом ожидается сокращение как текущих, так и капитальных расходов. Дефицит бюджета по итогам 2023 года может составить 12% ННД, а его финансирование будет осуществлено за счет остатков на счетах Региона и привлечения заемных средств.

АКРА полагает, что по итогам текущего года доходная часть бюджета Области может сохраниться на уровне, сопоставимом с показателями 2022 года, в том числе объем безвозмездных поступлений может показать незначительную положительную динамику. При этом расходная часть бюджета также сохранится на прошлогоднем уровне из-за прироста текущих расходов на уровне ожидаемой инфляции. В таком случае Регион исполнит год с дефицитом в 8% ННД, который будет по большей части профинансирован за счет накопленных остатков.


9 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Калужской области составил 29,5 млрд руб., что на 10% больше показателя предыдущего года. Прирост долга сформировался в связи с привлечением кредитов из федерального бюджета в объеме 3,8 млрд руб. Часть этих средств (1,7 млрд руб.) была направлена в муниципалитеты для частичного рефинансирования их коммерческой задолженности, а оставшиеся средства использованы для финансирования инфраструктурных проектов Региона. Долговой портфель Области на 100% состоит из бюджетных кредитов. График погашения долга на начало текущего года был плавным, периоды пиковых выплат отсутствовали. В ближайшие два года Области необходимо погашать не более 5% долга ежегодно.

По состоянию на 01.05.2023 долг Региона увеличился на 3,8 млрд руб. и составил 33,3 млрд руб. Большая часть предоставленных средств (3,3 млрд руб.) — краткосрочные бюджетные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК), остальное — бюджетные кредиты для финансирования инфраструктурных проектов.

По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 39%. АКРА ожидает, что показатель сохранится на сопоставимом уровне (38%) по итогам 2023 года, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Процентные расходы необременительны для Региона из-за некоммерческого характера долга: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов составляет менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Области не превышает 5%.

Объем доступной ликвидности позволит профинансировать большую часть ожидаемого дефицита бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах Области в среднем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов бюджета. Тем не менее АКРА отмечает, что по итогам прошлого года объем накопленных средств Региона сократился примерно на треть относительно показателя на начало года. В соответствии с прогнозом Агентства, Область направит весь объем накопленных по итогам текущего года средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Области при ожидаемом объеме дефицита бюджета по итогам 2023 года составит 83%, однако АКРА учитывает, что в будущих периодах его значение будет существенно ниже, в связи с чем проводит корректировку показателя.

По данным на 01.01.2023 у Области отсутствуют просроченная кредиторская задолженность и открытые в банках кредитные линии со сроком выборки более одного года. Средства УФК в виде бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году уже привлекались.

Умеренно высокие показатели развития экономики с высокой диверсификацией налоговых поступлений. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия, связанные с металлообрабатывающей и пищевой промышленностью, а также сферами производства автотранспортных средств и электрооборудования. АКРА отмечает, что по итогам 2022 года в ряде ключевых для Региона отраслей наблюдалось значительное снижение поступлений по налогу на прибыль.

По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2019–2022 годы составила 44% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой промышленности, металлургическом производстве и в сфере производства автотранспортных средств, а также в других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли, доля которого за указанный период составила порядка 15% налоговых поступлений. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 13% налоговых поступлений за указанный период, что свидетельствует о низкой зависимости экономики Региона от этой сферы.

Экономика Области характеризуется умеренными показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет 82% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2019–2022 годы превышает 350%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы составил 4,0%.

Ключевые допущения

  • сохранение доходной части бюджета Области на уровне предыдущего года благодаря сохранению безвозмездных поступлений на сопоставимом с 2022 годом уровне;

  • рост текущих расходов бюджета в 2023 году на уровне ожидаемой инфляции;

  • использование всего объема накопленной ликвидности для финансирования прогнозного бюджетного дефицита.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли капитальных расходов в составе бюджета;

  •  снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели;

  • устойчивое снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;

  • отсутствие необходимости привлекать краткосрочные долговые обязательства;

  • сохранение объема остатков на счетах Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • длительный период снижения показателей социально-экономического развития;

  • существенное снижение объема доходной части бюджета;

  • существенный рост доли краткосрочного долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Калужской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Калужской области был опубликован АКРА 08.12.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Калужской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Калужской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Калужской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Калужской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.