Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, а также стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает уровень собственных доходов Области.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно возможного снижения объема ликвидности в связи с использованием большей ее части для финансирования дефицита текущего года.

Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн человек (около 1% населения РФ). По оценкам Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2021 год составил порядка 537 млрд руб. (около 0,4% суммарного ВРП российских регионов).

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. На конец 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона было равно 34%, а по итогам 2023 года, по оценкам АКРА, оно может составить 38%. Данные показатели соответствуют умеренно низкой долговой нагрузке. Долг Региона на 01.01.2023 составлял 25,2 млрд руб. и был представлен бюджетными (80%) и банковскими (20%) кредитами. В 2022 году Регионом были получены новый бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и бюджетный кредит на погашение долговых обязательств муниципальных образований Области по рыночным заимствованиям. В 2023 году Областью ожидается увеличение госдолга до 26,6 млрд руб. за счет новых бюджетных кредитов, которые будут предоставлены для реализации инфраструктурных проектов.

График погашения долга Области не предполагает значительных выплат в ближайшие два года, в 2023–2024 годах Региону предстоит погашать не более 7% долга ежегодно.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный [1] уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга Области и ее ВРП с 2020 года сохраняется на уровне 4%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рост налоговых доходов позволил Области увеличить объем свободной ликвидности. По итогам 2022 года совокупные доходы областного бюджета выросли на 8% в сравнении с 2021 годом за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) на 18% на фоне снижения безвозмездных поступлений на 5%. Рост ННД был обеспечен в основном поступлениями по НДФЛ и налогу на прибыль. При росте расходов на 17% дефицит бюджета составил почти 2 млрд руб. (4% от ННД).

Область ожидает, что дефицит бюджета в текущем году составит 15% ННД. Дефицит будет профинансирован за счет роста долга и использования остатков на счетах.

Усредненное за 2019–2023 годы соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 62%, что говорит о наличии у Региона зависимости от федеральных трансфертов. Баланс текущих операций Области в среднем составит порядка 10% текущих доходов, а соотношение усредненных за тот же период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — порядка -3%.

На 01.01.2023 объем ликвидности составлял 80% от размера среднемесячных расходов Области за 2022 год, однако, по данным Региона, остатки средств на счетах будут в значительной мере использованы для финансирования дефицита текущего года. В итоге коэффициент ликвидности, составивший по итогам 2022 года 181%, будет снижаться и к 2024 году опустится до 45%.

Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, усредненное значение которого в 2019–2023 годах составит 20%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины ее капитальных расходов.

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. В структуре налоговых доходов существенен вклад предприятий государственного сектора экономики. Усредненная за период 2019–2022 годов доля предприятий госсектора составила порядка 21% налоговых поступлений. Максимальная усредненная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 27% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства» (данная отрасль достаточно диверсифицирована и представлена предприятиями пищевой промышленности, предприятиями, производящими компьютеры, электронные и оптические изделия, а также машины и оборудование). Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2018–2021 годах составил 52% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2019–2022 годах составило 3,3.

Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2019–2022 годах составил 4,1%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом порядка 15% ННД;

  • использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в 2023 году;

  • следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;

  • рост баланса текущих операций;

  • сокращение долговой нагрузки;

  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное ухудшение графика погашения государственного долга;

  • критическое снижение уровня доступной ликвидности;

  • снижение размера баланса текущих операций.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.