Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Область, Регион) обусловлен критическим отставанием показателей развития региональной экономики от среднестрановых уровней, достаточной степенью самодостаточности бюджета, средней степенью контроля над расходами и высоким уровнем долговой нагрузки.
Костромская область расположена в Центральном федеральном округе и граничит c пятью регионами РФ. В Регионе проживает 648 тысяч человек. В 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 171 млрд руб. (69-е место в РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с низкой безработицей. В экономике Региона доминируют предприятия деревообрабатывающей, ювелирной и металлургической промышленности, а также производители электроэнергии, автотранспортных средств и автокомпонентов. При этом экономика Региона характеризуется критически низкими показателями ВРП на душу населения и среднедушевых доходов (55% и 75% от среднестрановых значений в 2014–2017 годах соответственно). Численность населения снижается, но темпы снижения существенно замедлились: с -1,6% в 2005 году до -0,5% в 2016 году.
Низкая гибкость расходной части бюджета при относительно стабильном уровне капитальных расходов. В 2014–2016 годах операционный баланс Области не превышал 9% регулярных доходов. По итогам 2017 года АКРА ожидает рост операционного баланса до 21% и сохранение его на этом уровне в 2018–2019 годах. Рост операционного баланса Региона обусловлен ростом его регулярных доходов. Бюджет развития Области составляет 17% совокупных расходов ее бюджета (в среднем за 2014–2017 годы), из которых примерно 36% финансируется за счет безвозмездных источников. Необходимость исполнения майских указов частично компенсируется низким уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности (относительно которого рассчитывается уровень зарплат работников бюджетной сферы).
Снижение долговой нагрузки за счет роста операционного баланса. Долговая нагрузка Области (отношение прямого долга к операционному балансу) снизилась с 20х в 2014 году до 14х в 2016 году и, по оценке АКРА, на конец 2017 года достигнет 5х, что тем не менее оценивается Агентством как высокий уровень риска. Несмотря на существенную долю рыночного долга (более 60%), соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса в 2017 году соответствует низкому уровню риска. В четвертом квартале 2017 года Область планирует выпустить облигации на 8 млрд руб., в результате чего их доля в структуре долга может увеличиться с 8% на 01.09.2017 до 34% на 01.01.2018 (против 37% и 29% у банковских и бюджетных кредитов соответственно). Средства от эмиссии облигаций планируется направить на погашение банковских кредитов, а также на финансирование дефицита бюджета. Ожидаемая реструктуризация бюджетных кредитов и эмиссия облигаций существенно улучшат график погашения долга Области: погашение около 65% долга (в % от ожидаемого долга на 01.01.2018) будет приходиться на 2020 и последующие годы.
Низкая собственная ликвидность бюджета. Начиная с января 2016 года средний остаток средств бюджета составляет примерно 20% (периодически достигая 38% и выше) от расходов будущего месяца. Ресурс ликвидности восполняется за счет средств Управления Федерального казначейства (УФК).
Ключевые допущения
- рост налоговых и неналоговых доходов на 3% в год в 2018–2019 годах;
- снижение дефицита бюджета до менее 1,5 млрд руб. в 2018 году;
- сохранение операционного баланса выше 20% в 2017–2018 годах;
- реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 7,269 млрд руб.;
- удлинение в 2017 году сроков погашения долговых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговых и неналоговых доходов, превышающий 4% в год;
- снижение дефицита бюджета до уровня менее 4% от налоговых и неналоговых доходов в 2018 году;
- рост (относительно среднестрановых уровней) показателей развития региональной экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые доходы);
- существенное снижение уровня долга относительно операционного баланса.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- значительный рост расходов на обслуживание долга относительно операционного баланса;
- существенное сокращение уровня капитальных расходов.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Костромской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (10.10.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Костромской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Костромская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Костромской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.