Подтверждение кредитного рейтинга Государственной корпорации «Ростех» (далее — Корпорация) на уровне паритета с Российской Федерацией обусловлено сохранением очень высокой оценки степени поддержки Корпорации со стороны государства и высокой степени зависимости государства и Корпорации от однородных факторов риска.
Поскольку активы Корпорации формируются в первую очередь в интересах государства, АКРА полагает, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) нецелесообразно, и использует только Методологию анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой.
Корпорация объединяет более 800 организаций, работающих в гражданских и военных отраслях, в том числе производителей высокотехнологичной продукции. Организации представлены в таких индустриях, как авиационная промышленность, производство боеприпасов и спецхимии, промышленность обычных вооружений, радиоэлектронная промышленность и в иных значимых отраслях, в том числе в здравоохранении.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки со стороны государства определяется с учетом очень высоких оценок таких субфакторов, как «Барьеры и ограничения», «Исключительность реализуемых функций», «Собственность, контроль и регулирование» и «Гарантии или иные каналы получения поддержки», а также высоких оценок таких субфакторов, как «Роль в экономике и репутационные риски» и «Социальная роль».
Деятельность Корпорации не имеет никаких юридических, экономических и иных барьеров для оказания ей поддержки со стороны государства. Напротив, государство оказывает всестороннюю помощь организациям, входящим в структуру Корпорации. Исключительность реализуемых функций Корпорации определяется ее статусом государственной корпорации. Корпорация создана Российской Федерацией и осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”» (далее — ФЗ о Корпорации). Организации Корпорации являются исполнителями контрактов в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ; вносят значительный вклад в общий объем ГОЗ), военно-технического сотрудничества и федеральных целевых программ (ФЦП). В процессе исполнения ГОЗ задействованы как организации Корпорации, так и сторонние организации.
Организации Корпорации являются производителями продукции по экспортным контрактам, невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических и репутационных рисков. Многие холдинговые компании, входящие в Корпорацию, занимают монопольное положение на российском рынке и имеют в своем периметре градообразующие предприятия. Таким образом, деятельность Корпорации вносит значительный вклад в российскую экономику и играет существенную социальную роль в масштабах страны. По состоянию на конец 2022 года средняя численность сотрудников организаций Корпорации составляла около 592 тыс. человек.
Акционерный и операционный контроль со стороны государства. Высшим органом управления Корпорации является Наблюдательный совет, в состав которого входят десять человек. Все они представляют интересы государства. Все представители Наблюдательного совета Корпорации, а также генеральный директор, который является членом Наблюдательного совета по должности (ч. 2 ст. 11 ФЗ о Корпорации), назначаются отдельным Указом Президента Российской Федерации.
Для выполнения задач в сфере оборонной промышленности, своевременной модернизации и технического перевооружения производств, в том числе по программам поддержки российского машиностроения, государство предоставляет Корпорации и организациям Корпорации субсидии и целевые средства в рамках ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса, а также для развития гражданской авиации. Оказываются и другие виды государственной поддержки: прямое субсидирование затрат, субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии. Государство посредством имущественного взноса передает Корпорации значимые активы в целях их стратегического развития и эффективности управления.
Высокая зависимость Корпорации от однородных факторов риска с государством выражается в высокой доле государственных трансфертов и государственных заказов в выручке Корпорации и организаций Корпорации, а также в высокой корреляции политических рисков.
Ключевые допущения
-
сохранение полного контроля со стороны государства;
-
своевременность и достаточность государственных мер поддержки для выполнения Корпорацией и организациями Корпорации своих финансовых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
– потеря полного контроля со стороны государства;
– снижение системной значимости Корпорации для государства.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Государственной корпорации «Ростех» был опубликован АКРА 30.08.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Государственной корпорации «Ростех» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Государственной корпорацией «Ростех», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Государственная корпорация «Ростех» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало Государственной корпорации «Ростех» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.