Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки и умеренными бюджетными показателями. Давление на рейтинг оказывают низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе, ограниченный объем ликвидности и существенные риски рефинансирования долга.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно роста в 2023 году потребности бюджета в долговом финансировании на фоне возможного недоисполнения запланированных поступлений по налогу на прибыль.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 135 тыс. человек (0,1% населения РФ). На территории Области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота от общих запасов России, 15% запасов рудного золота и около 50% серебра. По итогам 2021 года в Магаданской области было произведено более 17% добычного золота и порядка 40% добычного серебра от суммарного объема производства в стране. В 2022 году добыча золота в Регионе сократилась на 1,3% в сравнении с 2021 годом, а добыча серебра возросла на 9,1%. По оценке Региона, по итогам 2022 года его валовой региональный продукт (ВРП) составил 304,6 млрд руб. (-3% к уровню 2021 года).

Ключевые факторы оценки

Умеренный бюджетный профиль при постоянной потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 3%. Баланс текущих операций в 2023 году, согласно данным закона о бюджете, ожидается положительным. Однако, по прогнозу АКРА, на фоне возможного недоисполнения поступлений по налогу на прибыль баланс текущих операций станет отрицательным, что указывает на недостаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме, а также на возрастающую потребность бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (без учета субвенций) за 2020–2024 годы составит порядка 14%, при этом капитальные расходы в 2023 году планируется на 40% профинансировать за счет трансфертов из федерального бюджета (в 2022 году доля финансируемых трансфертами капитальных расходов составила 70%). Усредненная за тот же период (2019–2024 годы) доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 74%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозу АКРА, сохранится отрицательным и составит -6%, как и годом ранее. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на эти цели.

Прошлый год Область закончила с дефицитом в размере 15% ННД, финансирование которого осуществлялось за счет наращивания долга (почти на 50%).

Согласно актуальному прогнозу Области, в 2023 году предусматривается рост ННД на 24% (после падения на 6% в 2022 году). Основой роста ННД станут поступления по налогу на прибыль (рост на 51%) и поступления по налогам за пользование природными ресурсами (рост на 62%). Объем безвозмездных поступлений может сократиться на 7%, доходная часть бюджета Региона при этом увеличится на 14% относительно уровня 2022 года. Исходя из текущей динамики поступлений, рост поступлений по налогу на прибыль в 2023 году может оказаться существенно ниже ожиданий Региона. АКРА полагает, что рост совокупных доходов относительно прошлого года составит только 5%. Согласно закону о бюджете, расходная часть бюджета увеличится на 4%, при этом планируется сократить на 41% капитальные расходы, а текущие увеличить на 13%. По итогам года Регионом запланирован дефицит в размере 1% ННД, однако АКРА ожидает, что дефицит существенно превысит плановый, а необходимость его финансирования может привести к привлечению дополнительных заемных средств на кредитном рынке.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования обязательств. За 2022 год долг Региона вырос на 48% и составил 18 млрд руб. Долговая нагрузка увеличилась с 27 до 44% текущих доходов. Структура долга значительно изменилась за год: доля бюджетных кредитов возросла до 77%, а на коммерческие кредиты и облигации по состоянию на 01.01.2023 приходилось лишь 17 и 6% соответственно (годом ранее в структуре долга преобладали коммерческие заимствования — 60%). В 2022 году Регион получил бюджетные кредиты из федерального бюджета (9,4 млрд руб), в том числе 8,6 млрд руб. на рефинансирование коммерческой задолженности Области и ее муниципалитетов (им направлено порядка 900 млн руб). Тем не менее в 2022 году Регион дополнительно привлек коммерческий долг (облигации и коммерческие кредиты на общую сумму 4,1 млрд руб.). Кроме того, Регион получил кредит на финансовое обеспечение инфраструктурных объектов (0,8 млрд руб).

Пик погашения долга ожидается в 2023 году: Региону предстоит погасить (рефинансировать) 40% долга; в 2024 году, по прогнозу Региона, погашению (рефинансированию) подлежат 2%. АКРА полагает, что рост дефицита до 14% ННД потребует привлечения дополнительных коммерческих кредитов на его финансирование, в результате чего задолженность перед кредитными организациями может вырасти на 50% (Регион прогнозирует снижение примерно на 88%). Это, в свою очередь, приведет к росту совокупного госдолга Региона к концу года и увеличению рисков рефинансирования обязательств.

За счет текущей структуры долга с преобладанием бюджетных кредитов процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга Области (с учетом его роста) и ВРП составит порядка 6%.

Ограниченный объем ликвидности. По состоянию на 01.01.2023 объем остатков средств Региона и средств его автономных и бюджетных учреждений составлял порядка трети средних ежемесячных расходов бюджета в 2022 году. Просроченная кредиторская задолженность Региона остается существенной (2,4 млрд руб. на 01.07.2023). Магаданская область использует кредит Управления Федерального казначейства (УФК) и средства учреждений для финансирования расходов в периоды кассовых разрывов. В январе 2023 года между УФК и Магаданской областью был заключен договор, в соответствии с которым привлекался бюджетный кредит, задолженность по которому на текущий момент (на 14.07.2023) составляет 3,3 млрд руб. По состоянию на 01.01.2023 у Области отсутствовали возобновляемые кредитные линии со сроком погашения более 12 месяцев.

Коэффициент ликвидности бюджета Региона (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в 2023 году, по прогнозу Агентства, составит лишь 4%.

Экономический профиль Региона определяется суровыми климатическими условиями, высокой концентрацией на добыче цветных металлов и оттоком населения. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценкам АКРА, около половины налоговых поступлений в бюджет Региона. Вторая отрасль по доле в налоговых поступлениях – торговля (11% по итогам 2022 года), отрасли бюджетной сферы в совокупности сформировали порядка 15%.

Средний уровень зарплат в Области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик. Усредненное значение показателя безработицы за 2019–2022 годы составило 4,6%.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2018–2021 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. Однако это отчасти объясняется небольшой плотностью населения Области, его снижающейся численностью (наблюдается как естественная, так и миграционная убыль населения) при сравнительно небольшом номинальном размере ВРП. Согласно методологии АКРА, в таком случае подушевой ВРП не является релевантной базой для оценки состояния экономики, а сопоставление децилей номинального и среднедушевого ВРП позволяет отнести первичную оценку ВРП к средней категории (оценка «3»).

Ключевые допущения

  • исполнение доходной части бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области, за исключением поступлений по налогу на прибыль;

  • сохранение существенных рисков рефинансирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • гармонизация графика погашения долга;

  • достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • изменение структуры расходов бюджета (рост доли капитальных расходов);

  • существенный рост объема свободной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • реализация риска неисполнения доходной части бюджета при снижении баланса текущих операций до отрицательных значений;

  • устойчивое снижение доли капитальных расходов;

  • дальнейший рост доли краткосрочного долга и коммерческой задолженности.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 34002 (ISIN RU000A105NT6), срок погашения — 17.12.2027, размещенный объем — 2 млрд руб., — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A105NT6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области был опубликован АКРА 26.04.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6) — 21.12.2022.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.