Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, а также умеренно низкой долговой нагрузкой.

«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу отражает потенциальное сохранение существенной части накопленной ликвидности бюджета в случае уменьшения дефицита, запланированного по итогам года. С учетом изменившегося в 2022 году графика погашения долга сохранение ликвидности исключает риски рефинансирования долга в 2023 году и минимизирует их в 2024-м.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. По оценкам Области, на 01.01.2023 на ее территории проживало 575,9 тыс. человек (порядка 0,4% населения РФ), а ее валовой региональный продукт (ВРП) за 2022 год составил 380,2 млрд руб. (в 2021 году он сформировал 0,3% суммарного российского ВРП). По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансирования долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2022 года составило 33%, а на конец 2023 года может составить 40%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню риска. Соотношение усредненных [1] долга и ВРП Области будет равно примерно 5%.

По состоянию на 01.01.2023 благодаря реструктуризации коммерческого долга весь долг Региона был представлен только бюджетными кредитами. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019–2024 годах составит менее 1%.

В 2022 году Область привлекла долгосрочные бюджетные кредиты на финансирование инфраструктурных кредитов и погашение обязательств по коммерческому долгу, подлежавших выплате в прошлом году. Данные меры позволили снизить риски рефинансирования долга. По состоянию на 01.07.2023 объем и структура долга Региона не изменились, доля долга, подлежащая погашению в оставшийся период текущего года году, составляет 3%, в 2024 году — также 3%. Пик выплат приходится на 2025–2028 годы (по 19% текущего объема долга).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2023 в два раза превышали среднемесячные расходы бюджета Области за 2022 год, а также значительно превышали объем долга, подлежащий погашению в течение 2023–2025 годов. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в текущем году может составить 91%.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 71%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%, что говорит о потребности Региона в заимствованиях. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составят 24% совокупных расходов бюджета, в среднем наполовину они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

В 2022 году профицит составил 5 млрд руб. (11% ННД) благодаря росту поступлений по налогу на прибыль и некоторым другим налоговым и неналоговым доходам (в меньшей степени). Безвозмездные поступления в прошлом году снизились на 6%.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом 30% ННД, который планируется профинансировать в основном за счет средств, накопленных на счетах в предыдущие годы. Предполагается снижение практически по всем видам доходов при росте расходов на 16% (текущие расходы планируется увеличить на 6%, а капитальные — на 53%).

Исполнение бюджета Региона за шесть месяцев 2023 года позволяет предположить, что запланированный дефицит не будет достигнут. Так, поступления по налогу на прибыль за первое полугодие снизились на 17% относительно показателя за аналогичный период 2022 года (против запланированного сокращения на 35%), а поступления по НДФЛ и налогам на товары и услуги показали прирост на 10 и 4% соответственно. В результате ННД оказались ниже прошлогоднего уровня на 8% (при запланированном снижении на 23%), а доходная часть бюджета выросла на 4% к показателю за тот же период 2022 года. В результате бюджет Региона на данный момент исполняется с профицитом, несмотря на увеличение расходов почти на 40%. Полугодовые тенденции позволяют ожидать менее значительный дефицит бюджета Области по итогам года по сравнению с плановым показателем, а также менее существенное расходование накопленной ликвидности.

Возрастающая концентрация экономики на химической промышленности. Крупнейшее предприятие Новгородской области — ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится значительный объем отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 4 до 15% его налоговых доходов за 2016–2020 годы и значительно увеличилась в период с 2021 по 2022 год. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Региона на душу населения составил 71% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2022 году превысила региональный прожиточный минимум в три раза. Уровень безработицы в Регионе снизился с 4,1% в 2021 году до 3,1% в 2022-м, что ниже среднего для России уровня.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете (за исключением снижения налоговых поступлений);

  • сохранение существенного уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение достигнутого уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • рост социально-экономических показателей Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;

  • рост долговой нагрузки до уровня более 50% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.