ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА

Компоненты кредитного рейтинга

 

Экономический профиль1

2

 

Финансовый профиль2

2

 

Кредитный рейтинг

AAA(RU)

Прогноз

«Стабильный»




1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) находится в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области3. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (далее — ВРП) Округа составил 5,65 трлн руб., в 2022-м — 6,37 трлн руб. (по оценке Региона). Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ.


3 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;

  • устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;

  • существенное снижение ликвидности бюджета;

  • рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти

ХМАО-Югра имеет высокие социально-экономические показатели. Усредненный4 за 2018–2021 годы среднедушевой ВРП составил 2,8 млн руб., почти в четыре раза превысив усредненный за данный период среднестрановой показатель. В 2021 году ВРП Региона составил 5,65 трлн руб. (порядка 4,7% суммарного ВРП субъектов РФ). В 2019 и 2020 годах индексы физического объема ВРП были ниже 100%, а в 2021 году на фоне оживления в экономике после пандемии рост возобновился и продолжился в 2022 году. По итогам текущего года, согласно ожиданиям Региона, указанный показатель должен снизиться.


4 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; в процентах год к году)


Источник: Росстат, данные Региона

Основной вклад в ВРП Округа вносит сектор добычи полезных ископаемых, доля которого традиционно превышает 50%. В структуре промышленного производства на добычу полезных ископаемых приходится 80% и более. По итогам прошлого года из десяти наиболее крупных по выручке предприятий Региона шесть были представителями нефтедобывающего сектора и связанных отраслей.

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки (за 2022 год) предприятия, зарегистрированные в ХМАО-Югре

Компания

Вид деятельности

Выручка,
млн руб.

Чистая прибыль,
млн руб.

ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»

Добыча нефти

1 231 924

82 767

ООО «Газпромнефть-Хантос»

Добыча нефти

413 664

79 149

ООО «Газпром трансгаз Югорск»

Транспортирование по трубопроводам газа

400 745

11 803

ПАО «Юнипро»

Производство электроэнергии

111 227

9 864

ООО «Газпром трансгаз Сургут»

Транспортирование по трубопроводам газа

109 596

908

АО «Россети Тюмень»

Передача электроэнергии

76 340

4 919

ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

Перевозка воздушным пассажирским транспортом

53 247

4 083

ООО «СПД»

Добыча нефти

48 332

-5 873

АО «Газпром Энергосбыт Тюмень»

Торговля электроэнергией

47 289

1 539

ООО «ЛУКОЙЛ-АИК»

Добыча нефти

46 707

7 871

Источник: СПАРК-Интерфакс

Среди остальных отраслей экономики Региона наиболее значительные доли в ВРП приходятся на строительство, торговлю, транспортировку, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и госсектор.

Рисунок 2. Структура ВРП ХМАО-Югры в 2021 году


Источник: Росстат

Структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. Наибольшую долю налоговых доходов Округа традиционно формирует сектор добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа (в 2019–2022 годах в среднем более 50%), что говорит о значительной концентрации налоговых поступлений в бюджет Региона.

Численность населения Округа растет: в 2017–2022 годах она ежегодно увеличивалась в среднем почти на 1% и к концу 2022 года достигла 1,72 млн человек. Рост численности населения во многом обусловлен естественным приростом, который в 2021 году составил 3,1 промилле (тогда как в целом по России коэффициент естественного прироста отрицательный). Коэффициент миграционного прироста в Регионе также оказался положительным в 2021 году, хотя в некоторые годы он принимал отрицательные значения. Преимуществом Округа помимо прироста общей численности также является возрастная структура населения: доля населения трудоспособного возраста на 01.01.2022 составила 61,5% против 57,2% в целом по стране.

Регион отличается высоким уровнем оплаты труда и стабильно входит в число лидеров по данному показателю. Отчасти это обусловлено географическим положением Округа и достаточно высокой долей занятых в сфере добычи полезных ископаемых (ежегодно более 20%), где зарплаты почти на треть превышают средние по Региону. Соотношение усредненных за период с 2019 по 2022 год заработной платы и регионального прожиточного минимума составило 5,2 раза. В 2022 году безработица в Округе (по методологии Международной организации труда) была на уровне 2,0%.

Высокая степень самодостаточности бюджета

Доходы бюджета в основном формируются за счет собственных доходов: усредненная за 2019–2023 годы доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) составит порядка 90,8% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций).

Наибольшая часть налоговых поступлений Региона обеспечивается за счет налога на прибыль (НП), на который будет приходиться в среднем 37% поступлений с 2019 по 2023 год. Поступления по этому налогу волатильны и зависят от конъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья. Риски, связанные с высокой волатильностью поступлений по НП в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой Региона в отношении наращивания расходов бюджета, а также формированием резервов.

Доля налогов на имущество (НИ) в структуре ННД в период с 2019 по 2023 год в среднем составит 32%, а доля НДФЛ — 23%. Поступления по НИ и НДФЛ более устойчивы к неблагоприятным изменениям конъюнктуры.

Рисунок 3. Структура налоговых и неналоговых доходов ХМАО-Югры, млн руб


* Налоги на товары и услуги.
** Налоги на совокупный доход.
*** Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона

В 2022 году ННД в номинальном выражении остались на уровне 2021 года, при этом поступления по НП снизились на 39%, а по НИ выросли на 38%. За счет увеличения безвозмездных поступлений более чем вдвое совокупные доходы выросли на 9%, а расходы — на 14%. Дефицит бюджета составил 6% и был профинансирован остатками средств на счетах. Согласно ожиданиям Региона, в 2023 году ННД вырастут на 7%, в том числе благодаря наращиванию поступлений по НП. Рост расходов на 14% приведет к тому, что в текущем году бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 21% ННД. 

Рисунок 4. Динамика основных видов налоговых доходов ХМАО-Югры


Источник: Федеральное казначейство, данные Региона

Рисунок 5. Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль в 2022 году


Объем ежегодных безвозмездных поступлений Округа невелик, а их основную часть, как правило, составляют иные межбюджетные трансферты. Значительная доля таких поступлений — это горизонтальные трансферты от других регионов. В рамках соглашения, заключенного между Тюменской областью, ХМАО-Югрой и Ямало-Ненецким автономном округом, автономные округа направляют 29,5% поступлений по НП в бюджет Тюменской области, которая затем возвращает часть средств на финансирование госпрограмм в подведомственных округах. Регион не получает дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и является регионом-донором.

Динамика совокупных расходов бюджета Округа в некоторые периоды времени зависит от динамики капитальных расходов.

Рисунок 6. Динамика расходов бюджета ХМАО-Югры, млн руб.


Источник: Федеральное казначейство, данные Региона

Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета

Гибкость бюджетных расходов Округа умеренно высокая. Усредненное за 2019–2023 годы отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) составит 15,5%, а доля финансируемых Округом капитальных расходов постоянно находится на уровне, близком к 100%.

Усредненное за указанный выше период соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит 8,4%. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет иметь отрицательное значение (-7,7%). Следовательно, у Региона периодически возникает незначительная потребность в привлечении долгового финансирования или в расходовании остатков средств на счетах.

Округ имеет минимальный уровень долговой нагрузки. На начало 2023 года его госдолг составлял 7,1 млрд руб. и был представлен облигационными займами с погашением до 2024 года, а также бюджетным кредитом. В течение первых месяцев 2023 года Регион привлек из федерального бюджета инфраструктурный бюджетный кредит на 1,1 млрд руб. со сроком погашения до 2038 года.

Согласно ожиданиям Округа, по итогам 2023 года его государственный долг вырастет до 53 млрд руб., а соотношение долга и текущих доходов составит 18%.

Рисунок 7. Структура государственного долга ХМАО-Югры, млн руб.


Источник: Минфин России, данные Региона

График погашения долга не предполагает наличия рисков рефинансирования. Учитывая низкий уровень долговой нагрузки Округа, анализ его краткосрочного долга представляется нерелевантным.

Рисунок 8. График погашения государственного долга ХМАО-Югры на 01.01.2023, млн руб.


Источник: Минфин России, данные Региона

Средневзвешенный срок погашения долговых обязательств Региона составляет около пяти лет. Процентные расходы незначительны, как и финансовый долг предприятий госсектора. Просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2023 и 01.05.2023 отсутствует, а долговая нагрузка муниципальных образований находится на низком уровне.

На 01.01.2023 остатки средств на счетах бюджета почти в четыре раза превысили совокупную задолженность Округа на ту же дату и практически сравнялись со среднемесячными расходами бюджета за 2022 год. Региону достаточно накопленной ликвидности как для выплат по долгу, подлежащему погашению в текущем году, так и для частичного финансирования дефицита бюджета, запланированного на 2023 год. По состоянию на 01.05.2023 объем остатков средств существенно вырос по сравнению с показателем на начало года. Регион эффективно управляет накопленной ликвидностью, что позволяет ему получать дополнительный доход, составляющий до половины неналоговых доходов. В период с 2019 по 2022 год процентные доходы полностью покрывали процентные расходы Округа.

На 01.05.2023 у Региона не было соглашения с Управлением Федерального казначейства о возможности предоставления кредита в 2023 году (в 2022-м такой кредит не привлекался). Регион не имеет кредитов от кредитных организаций и не открывал кредитных линий за последние 24 месяца.

Рейтинги выпусков

ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU).

ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.