Изменение прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) на «Негативный» обусловлено ожиданиями Агентства относительно роста уровня долговой нагрузки Региона в совокупности со снижением операционной эффективности бюджета, вызванных финансированием прогнозного объема дефицита по итогам текущего года.
Кредитный рейтинг Белгородской области обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительным объемом баланса текущих операций. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса, сократившийся по итогам года объем доступной ликвидности и возрастающая потребность в использовании заемного финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета по итогам текущего года.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ). По оценке Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2022 года составил 1 275 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Уровень долговой нагрузки может увеличиться по итогам текущего года. На 01.01.2023 долг Белгородской области составлял 31,1 млрд руб., а наиболее существенная часть долгового портфеля (56%) приходилась на бюджетные кредиты, 41% составляли облигации, а оставшуюся часть — государственные гарантии. График погашения долга на начало года был сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствовали. В ближайшие два года погашению подлежат 38% долга, в том числе в 2023 году — 18% (5,6 млрд руб.).
По состоянию на 01.07.2023 объем долга Региона увеличился на 11% к показателю на начало года и составил 34,4 млрд руб. За минувшее полугодие Область погасила 2,2 млрд руб. облигаций и 175 млн руб. областных гарантий, однако за тот же период были привлечены краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства (УФК) в объеме 4,7 млрд руб. и бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 1,0 млрд руб. Таким образом, при текущей структуре долга доля бюджетных кредитов составляет 67%, облигаций — 30%, гарантий — менее 3%. Согласно текущему графику погашения долга, в 2023 году погашается 23% долговых обязательств (порядка 8,0 млрд руб.), а на 2024 год подлежат погашению 18% долга (6,2 млрд руб.). Агентство полагает, что краткосрочные бюджетные кредиты в текущем году могут быть рефинансированы за счет коммерческого долга.
На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составляло 24% (низкий уровень долговой нагрузки). По оценкам АКРА, указанное соотношение может превысить 30% по результатам 2023 года, что будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Рост долговой нагрузки преимущественно связан с ожидаемым увеличением абсолютной величины долга по итогам текущего года на 42% к показателю 2022 года в связи с финансированием прогнозного дефицита бюджета в 2023 году.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составляет 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Области составляет порядка 3%.
Свободная ликвидность может быть использована для финансирования ожидаемого дефицита. С начала 2023 года объем остатков на счетах в среднем незначительно превышал объем ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.01.2023 объем остатков был эквивалентен третьей части объема совокупного долга Региона, однако за минувшее полугодие текущего года объем накопленных средств увеличился практически вдвое. Согласно актуальной версии закона о бюджете, накопленные средства практически в полном объеме предполагается использовать для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Области (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) составит 36% по итогам 2023 года.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2023 отсутствовала. В 2023 году Регион привлек краткосрочный кредит УФК. На начало текущего года у Области не было открытых кредитных линий со сроком выборки более одного года.
Снижающаяся операционная эффективность бюджета на фоне существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 10%. Несмотря на то что баланс текущих операций по итогам 2023 года сохранится положительным, усредненное значение показателя операционной эффективности бюджета снизится. Это обусловлено волатильностью текущих доходов бюджета при стабильном росте текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы сохранится на высоком уровне и составит порядка 23%. Капитальные расходы в среднем более чем на две трети финансируются Областью за свой счет. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период составит 80%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на уровне -11%, что говорит о росте потребности в финансировании капитальных расходов за счет заемных средств на фоне недостаточного объема остатков на счетах Региона.
Область закончила 2022 год с существенным дефицитом бюджета в размере 29% ННД (с учетом расходов, финансируемых за счет бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов), что потребовало использования большей части накопленной ранее ликвидности и привело к росту объема долга.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, ННД в 2023 году могут снизиться на 2% к показателю по итогам 2022 года. Ожидаемое снижение будет в основном обусловлено уменьшением процентных доходов от размещения средств бюджета, составивших 4% ННД в 2022 году. В то же время безвозмездные поступления из вышестоящего бюджета могут увеличиться практически на треть год к году, что приведет к росту совокупных доходов бюджета на 6% к уровню 2022 года. Предполагается, что расходы бюджета в текущем году лишь незначительно превысят показатель прошлого года, в том числе текущие расходы могут сохраниться на сопоставимом уровне, а рост капитальных составит порядка 6%. Дефицит бюджета по итогам 2023 года достигнет 23% ННД. Чуть менее чем наполовину он будет профинансирован за счет остатков на счетах, оставшийся объем планируется покрыть с помощью заемных средств.
По итогам шести месяцев 2023 года доходы бюджета увеличились более чем на четверть к показателю за аналогичный период 2022 года. При этом ННД Региона снизились на 1%, в том числе поступления по налогу на прибыль сократились на 5%. В то же время безвозмездные поступления увеличились более чем в два с половиной раза по большей части за счет многократного увеличения объема дотаций. Расходная часть бюджета выросла более чем на 9%, а промежуточный профицит превысил 5,6 млрд руб. (годом ранее составлял 5,4 млрд руб.).
АКРА полагает, что в текущем году Область может направить практически все остатки на счетах на финансирование дефицита бюджета. Наряду с этим может быть привлечен существенный объем долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренные показатели развития экономики, ориентированной на металлургический комплекс. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, составила порядка 40% в 2019–2022 годах. При этом за 2022 год поступления от указанных отраслей сформировали около 36% налоговых поступлений Области, в то время как максимум (58%) пришелся на 2021 год. Крупнейшим по выручке предприятием Региона является Лебединский горно-обогатительный комбинат (входит в АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).
В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 103% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области сохранилось выше 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2022 год не превышала 5%, а по итогам 2022 года ее уровень был равен 3,7%. Усредненный за 2019–2022 годы показатель безработицы в Области составил 4%.
Ключевые допущения
-
сохраняющееся снижение налоговых поступлений в бюджет от металлургического сектора экономики;
-
исполнение доходной и расходной частей бюджета в пределах параметров, установленных в актуальной версии закона о бюджете;
-
использование остатков на счетах Области в полном объеме для финансирования дефицита бюджета наряду с привлечением заемных средств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост операционной эффективности бюджета за счет увеличения объема текущих доходов Региона;
-
снижение потребности бюджета в привлечении заемных средств;
-
сохранение низкой долговой нагрузки;
-
существенный рост доступной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение операционной эффективности бюджета, вызванное недополучением доходов или значительным ростом расходов;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
существенное увеличение доли краткосрочного долга Области;
-
значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.