Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования обязательств, сильным бюджетным профилем с высоким уровнем операционной эффективности и гибкости бюджетных расходов и умеренной потребностью бюджета в использовании дополнительного финансирования. Дополнительную поддержку рейтингу Республики оказывают высокие показатели развития региональной экономики.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 4 млн человек. По оценкам Республики, в 2022 году объем ее валового регионального продукта (ВРП) составил 3 689 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль с умеренной потребностью в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 30%. Баланс текущих операций по итогам 2023 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и существенной части капитальных расходов.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2020–2024 годы составит 43%. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 83%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако для обеспечения всего запланированного объема капитальных расходов ей потребуется использовать накопленную ликвидность и бюджетные кредиты.

Республика закончила 2022 год с дефицитом бюджета в объеме 3% ННД, который был полностью покрыт за счет привлеченных инфраструктурных кредитов.

Актуальная версия закона о бюджете Республики предусматривает снижение ННД в 2023 году на 17% к уровню прошлого года, в основном из-за ожидаемого сокращения объема поступлений по налогу на прибыль на 29% к фактическому исполнению за 2022 год. Объем безвозмездных поступлений может сократиться на 22%, в результате чего доходная часть бюджета Региона снизится на 18%. Ожидается, что расходная часть бюджета уменьшится на 10%, в том числе капитальные расходы планируется сократить примерно на четверть к прошлогоднему уровню, при этом текущие расходы увеличатся примерно на 9%. Ожидаемый дефицит в 15% ННД планируется профинансировать за счет накопленной ликвидности и привлеченных бюджетных кредитов.

По итогам первого полугодия 2023 года доходная часть бюджета Региона увеличилась на 8% к показателю за аналогичный период прошлого года, при этом объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет увеличился на 74%, а объем ННД в годовом сопоставлении практически не изменился. В то же время поступления по налогу на прибыль, ключевому налогу для республиканского бюджета, снизились на 8%, что, тем не менее, удалось компенсировать ростом поступлений по налогам на имущество и НДФЛ на 27 и 12% соответственно. Расходная часть бюджета Региона по состоянию на 01.07.2023 увеличилась на 13% к показателю на ту же дату 2022 года, а промежуточный профицит превысил 30 млрд руб.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. По итогам 2022 года объем долга Республики Татарстан вырос на 7% к уровню 2021 года и составил 103,5 млрд руб. Долговой портфель Региона на 95% состоял из бюджетных кредитов, еще порядка 5% формировали государственные гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — АA-(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом.

По состоянию на 01.07.2023 долговой портфель Республики увеличился на 2% к показателю на начало года, до 105,7 млрд руб. Структура долга Региона практически не изменилась. Прирост долга обусловлен привлечением 1,5 млрд руб. бюджетных кредитов на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств Республики (всего, согласно закону о бюджете, в текущем году планируется привлечь 15,0 млрд руб. таких кредитов) и валютной переоценкой обязательств по гарантиям Региона. График погашения долга плавный, а риски рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе отсутствуют, что обуславливается некоммерческим характером долга. В ближайшие два года погашению подлежит порядка 3% долга, при этом в 2023 году погашается только 87 млн руб. бюджетных кредитов.

АКРА полагает, что бюджетные кредиты на опережающее финансовое обеспечение носят краткосрочный характер и будут погашены в 2024 году за счет предоставленных трансфертов из федерального бюджета. При условии привлечения всего запланированного объема бюджетных кредитов долговая нагрузка Республики сохранится на умеренно низком уровне.

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 26%. По итогам 2023 года данный показатель, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете Республики, может вырасти до 37% в связи с ожидаемым снижением объема текущих доходов и привлечением бюджетных кредитов на обеспечение расходных обязательств.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 0,1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Республики составит 3%.

Объем накопленной ликвидности позволит профинансировать большую часть запланированного дефицита бюджета. По состоянию на 01.01.2023 объем остатков на счетах Республики увеличился на 14% к уровню 2021 года. За последние двенадцать месяцев объем накопленных средств регулярно примерно вдвое превосходил ежемесячные расходы бюджета Региона. Остатки на счетах практически в полном объеме могут быть использованы для финансирования дефицита текущего года. Это позволит покрыть порядка двух третей от запланированного объема.

Коэффициент ликвидности бюджета Республики (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) составит 68% по итогам 2023 года.

В среднесрочной перспективе, по оценкам Агентства, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.

Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Между Республикой и Управлением Федерального казначейства заключен договор, обеспечивающий возможность предоставления краткосрочных бюджетных кредитов в 2023 году.

Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2019 по 2022 год максимальную долю (23%) налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 15% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, а совокупность обрабатывающих отраслей сформировала около 23% налоговых поступлений Региона. Усредненная за 2019–2022 годы доля отраслей, формирующих государственный сектор Региона, низкая и составляет 11%.

Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 107%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы значительно превышает 3,5. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, находится на низком уровне — 2,6%. Уровень безработицы в 2022 году составил 2,3%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Республики по итогам 2023 года в соответствии с параметрами, заложенными в актуальной версии закона о бюджете;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита по большей части за счет использования накопленной ликвидности;

  • отсутствие необходимости в привлечении коммерческого долга;

  • краткосрочный характер бюджетных кредитов на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств Региона и их погашение за счет трансфертов из федерального бюджета в 2024 году;

  • отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;

  • устойчивый рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.